Булгаковский Мастер «женился»
Дирижёр «Новой оперы», оркестр и хор Пермского музучилища и народный артист РФ Александр Галибин
Соединение слова, музыки и света способно открыть душу. В этом убедились чернушане, которым посчастливилось побывать на спектакле по пьесе Гоголя «Женитьба». Именно посчастливилось, ведь представление в Чернушке – одно из трёх, которые артисты дадут в Прикамье, и первое в этом гастрольном графике.
Гениальная комедия Гоголя в современном прочтении - это текст, который читает народный артист Российской Федерации Александр Галибин в единении с музыкой Альфреда Шнитке и Яна Сибелиуса. Это камерная музыка, в которую органично вплелись древнерусские песнопения 16 века. Это слаженное звучание оркестра, а также колесной лиры и гуслей. Это ярмарочное многоголосье и, конечно, немного мистики и колдовства, без которых Гоголь - не Гоголь.
А управляет этим «механизмом, погружающим в атмосферу Малороссии 19 века», дирижёр театра «Новая опера», лауреат национальной премии «Золотая маска» Дмитрий Волосников.
Уроженец Перми - давно уже столичный житель, но регулярно бывает на родине, общается с педагогами и воспитанниками музыкальных школ, входит в состав жюри детского конкурса, ежегодно проводимого в Осе, инициирует совместные межрегиональные проекты. Спектакль «Женитьба» - один из таких проектов, ставший подарком дирижёра к 100-летию Пермского музыкального колледжа, выпускником которого является Дмитрий Волосников.
- Десять лет назад (на прошлом юбилее училища) я дал слово Евгению Крылатову (прим, советский композитор, автор песен к фильмам, уроженец Лысьвы, выпускник Пермского музыкального училища), что буду участвовать в организации столетия училища. Так что слово держу, - признаётся дирижёр. Чтобы проект состоялся, ему пришлось не раз прилететь в Пермь. Позади сотни прослушиваний, месяцы репетиций.
- Мы оттачивали каждую ноту, каждый такт. Это первый столь уникальный опыт для студентов. Спектакль сложный, музыка необычная, приёмы тонкие. Одним словом, это великий Гоголь. Первый концерт должен был состояться в музучилище, но там затянулся ремонт. Я благодарен пермскому театру «Рандеву» за предоставленное для репетиций помещение и за сотрудничество.
Сотрудничество и добрые взаимоотношения между людьми – вот секрет самых невероятных творческих задумок, которые становятся реальностью. Премьера «Женитьбы» в Прикамье это подтверждает.
- Мысль о новой постановке возникла, когда я вместе с оперным певцом Василием Ладюком побывал на церемонии «Человек года» в этом зале, - признался, приветствуя зрителей, Алексей Инюткин, заместитель генерального директора по связям с общественностью ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», наш депутат в Заксобрании края. – Сегодня идея стала реальностью. Это ещё один подарок чернушинской публике и свидетельство добрых взаимоотношений. Визит таких артистов - большая удача!
Моноспектакль - серьезнейший жанр даже для самых талантливых и опытных артистов, коим является Александр Галибин.
Гениальность Мастера (Александр Галибин сыграл главного героя фильма «Мастер и Маргарита»), талант в изображении Пашки-Америки из «Трактира на Пятницкой», лейтенанта Кондратьева из «Батальоны просят огня», царя Николая из «Романовы. Венценосная семья» на этот раз проявляются в умении при помощи интонации, мимики и жестов донести до зрителя то, что хотел сказать Гоголь.
Человек - хозяин своей судьбы! Серьезная и во все времена актуальная тема, которую автор доносит, а актёр передаёт через многообразие образов: главного героя надворного советника Ивана Подколесникова, холостяка, окутанного иллюзией вполне счастливой и благополучной жизни, но всё же надумавшего жениться; его соперников в борьбе за руку и приданое купеческой дочки – грубого и недалёкого экзекутора с говорящей фамилией Яичница, отставного офицера Анучкина и будто бы галантного Жевакина, млеющего от каждого «розанчика» в женской юбке; самой Агафьи Тихоновны, которая идеал своего мужа готова слепить по частям, взяв от каждого из нагрянувших женихов понемногу...
Живо и образно, с юмором и иронией, с искромётной шуткой про Чернушку, тонко вставленную в текст. (Да простит исполнителя классик за эту интерпретацию в одно слово!)
И если в такие минуты переполненный зал Дворца культуры от души смеялся, то, когда над сценой разливалось хрустальное сопрано Варвары Котовой, его накрывали тишина, умиротворение и какая-то необъяснимая тоска.
Tы, peкa ли моя, peчeнькa,
Tы, peкa ли мoябыcтpaя!
Teчeшь, peчкa, нeкoлыxнeшьcя...
Варвара – солистка знаменитого ансамбля духовной музыки «Сирин», основанного её отцом, выдающимся исполнителем и знатоком народного творчества Андреем Котовым. Его потрясающее «Шире того след благодати, шире того…» будто бы просветлило души зрителей. В Чернушку Котовы приехали «расширенным составом» - вместе с пятимесячной Анечкой, дочкой Варвары. Всю репетицию малышка провела на сцене, ни на такт не сорвав процесс. Солистка уверена, что правильную музыку может распознать любой ребёнок.
- А эта музыка исключительно правильная. Она содержит смысл в каждом слове. Нести слово - очень важно, - считает солистка, а говоря про «Анютины гастроли», признаётся: - Аня прекрасно знает, если мама поёт, значит, работает, придётся потерпеть. К тому же с нами рядом няня, готовая помочь в любую минуту.
Вот так классика становится понятной не только взрослым. В том, что Гоголь - на все времена и для зрителя любого возраста, уверен и Александр Галибин:
- Очень глубокий автор. Просто так его не взять! Музыка Шнитке и вальс Сибелиуса только подчёркивают эту глубину. Но мы своим коллективом стараемся сделать всё, чтобы достучаться до каждого сердца.
А что касается столичных театров или сцен таких небольших городов, как Чернушка, то я их не делю. Главное - зритель, ради которого мы работаем. Чем больше его душа, тем для нас важнее доставить ему радость, - признаётся народный артист.
Участники проекта: камерный оркестр и хор Kamacantabile Пермского музыкального колледжа под руководством заслуженного работника культуры РФ Алексея Проскурнина и Ларисы Юрковой, солисты – Андрей Котов (вокал, колесная лира, гусли), Варвара Котова (вокал). Дирижёр Дмитрий Волосников.
В спектакле «Женитьба» (12+) использована музыка Альфреда Шнитке из «Гоголь-сюиты», фрагмент Грустного вальса (ValseTrieste) Яна Сибелиуса; малороссийские колядки, духовные стихи .
Премьера музыкального спектакля «Женитьба» состоялась при поддержке Компании «ЛУКОЙЛ» и стала очередным подарком чернушанам от пермских нефтяников.