
Чай, заждались письма-то?
Письма. Привет через сто лет
В прошлом выпуске газеты мы начали публикацию 110-летних писем рябковского псаломщика Александра Смышляева и уже получили положительный отзыв от краеведа Равиля Габделхакова. Также он созвонился с Еленой Кошелевой, внучкой автора писем, которая обрадовалась тому, что письма заинтересовали наших читателей.
Какое это непередаваемое ощущение - держать в руках письма столетней давности! Аккуратно сложенные, они отлично сохранились! Первые строчки буквально окунают тебя в события тех лет, вместе с автором письма ты проходишь по улицам Рябков, слушаешь музыку, едешь на Пасху в соседнее село...
А какова роль переписки для истории семьи! В письмах человек искренне высказывает свои мысли и переживания, по горячим следам описывает события, раскрывает душу: "...любопытство моё осталось любопытством...", "...сюда в мае прилетают соловьи, пение которых мне хотелось бы послушать..."
Мы заканчиваем публикацию писем Александра Ивановича и надеемся, что эти познания о жизни земляков в начале 20 века подтолкнут вас к поискам новых исторических фактов о своей малой родине или ваших родственников из родословного древа.
24 апреля 1914 года
«Дорогие Папа и Мама, здравствуйте!
Чай, заждались письма-то? А у меня столько накопилось Вам написать-то, что и перо-то страшно в руки брать. Но не устрашуся, ниже смущуся!!
Отвечаю на Ваше письмо от 27 марта.
Село Рябки:
Чтобы доехать до Рябков, то сначала надо добраться до Кунгура или Осы: зимой до Кунгура – летом до Осы. От обоих пунктов по 110 верст и самые Рябки. Рябки это почти самая глушь в Осинском уезде. Кругом Рябков верст на 20-30 леса и горы. Рябки почти на границе Уфимской губернии. Сама граница Уфимской губернии проходит в 4-х верстах от Рябков, а в 6-ти верстах есть деревня нашего прихода с о. Николаем, Бирского уезда.
Рябки это замечательное село, знаменитое село по всей губернии, как рассадник сектантства, а потому взоры миссионеров обращены на Рябки. Здесь издавна живет и ныне процветает секта штундо-баптистов. В самых Рябках особый дом, где сектанты собираются для молитвы. Я был у них несколько раз и не столько по своему желанию, сколько просьбе благочинного. У них на молении вперемешку поют «гусли» (прим. ред.: сборник духовных песен евангельских христиан) и читают Евангелие, нередко делаю нелепые толкования на Святое Евангелие.
Вы спрашиваете, веселое ли село Рябки? Для меня лично село это ничего веселого не представляет. Общество живет врознь: учителя ходят к учителям, духовенство к духовенству, медицинский персонал тоже друг к другу; а я почти никуда и приятелей для меня подходящих нет. Спектаклей здесь еще не бывало при мне, вечеров тоже. В музыкальном отношении это село отсталое и кроме граммофонов и гармошек почти никаких инструментов нет – гитар совсем нет.
Впрочем иногда по вечерам слышу пение Ф.И. Шаляпина. Эти дивные звуки несутся из квартиры земского начальника. У него прекрасный граммофон и я в первый день Пасхи наслушался досыта, когда мы были (весь причт) у него с крестом: часа полтора он дал.
По природе с. Рябки, пожалуй, можно назвать веселым: лес близко, луга, поля близко. Реки хотя и маленькие, но зато на них две мельницы: одна на верхнем конце села, а другая на расстоянии версты от нижнего. Говорят, что сюда в мае прилетают соловьи, пение которых мне хотелось бы послушать.
С квартиры Вас. Вас. Анкушина я так и не перешел: прижился и теперь не хочу уходить-то от него. За хлебы плачу 10 рублей в месяц.
Пасху встретил я не в Рябках, а в Нижнем Козмяше, чуть церковь освящена, но священника еще нет, а потому пасхальную утреню и обедню мы с о. Николаем служили там. В Рябки вернулись рано (в 8 час) и вкупе с остальным причтом отправились с крестом к именитым гражданам с. Рябки, когда я и перезнакомился со всеми. Во второй день мы отдыхали от трудов праведных, а с третьего начали ходить с Богоматерью и до сих пор еще не обошли, у нас с о. Николаем осталось еще 3 деревни, а 5 обошли. Надо торопиться, а то крестьяне-то уже пахать начинают».
1 мая 1914 года
«Поздравляю Вас с первым числом и хорошей погодой!
Вчера получил от Вас письмо (после обедни), а прочитать мне его уже пришлось в деревне Ключи в 10 часов вечера. Распечатано же оно было мною по дороге в ту же деревню (в седле), но при быстрой езде любопытство мое осталось любопытством. Деревню кончили мы сегодня в 9 часов утра, в 12 часов мы прибыли домой и вот спешу ответить Вам на последнее письмо. (Проезди бы я дольше это письмо опять не попало бы на почту: она уходит в 2-3 часа дня: у меня привычка дотягивать письма до самого отхода почты, а так чтобы за день да два приготовить письмо боюсь, чтобы переписывать не пришлось).
Свободным временем у нас нельзя похвастаться. Если наша неделя, то служим каждый день, да еще с требами приезжают. Вы только спросите для чего мы служим – ведь хоть лоб расколи, в будни редко кто заглянет в церковь. Кроме того, в ожидание архиерея, приходится торопиться с перепиской метрик. С Богоматерью ходить мы еще не кончили – две деревни остались. Какую сумму пр. металла выходил я после напишу, а теперь я еще не знаю, так как за получкой уже давно не ходил. У меня уже целый месяц из кружки не брано, квартирные тоже не получены за апрель, да и Богоматерные-то деньги получены только за Светлую седмицу, за которую мне пришлось рублей двадцать с лишком. На пасхальной-то неделе было хорошо ходить-то, ну а потом приходилось и пешком и верхом и плавком – не летали только на аэроплане. Теперь же погода стоит хорошая.
Сегодня. т.е. 1-го мая, я ем уху, а завтра пирог из собственной рыбы. Ловить-то ходил и не я, но она моя потому, что заловлена в моем озере (на покосах) и преподнесена мне мужиком из деревни Винокуровой.
Приезжайте ко мне!!! Дорога станет не дорога. В Осе рябковские ямщики всегда найдутся и рубля за два (2 руб) довезут до Рябков. Когда я ехал в Рябки, то на попутных не натыкался, да и то сравнительно не дорого доехал за 5 руб. 50 коп. Это может быть оттого, что я выехал не из Кунгура, а ближе; в Кунгуре же попутные ямщики тоже найдутся, хотя реже чем в Осе.
Кланяйтесь всем Кривчанам. Я Ване Морозову все собираюсь написать пространное письмо, и никак не могу собраться. Кланяйтесь ему!
Любящий Ваш сын Александр Смышляев»
«Церковь в Рябках бедная. Церковный-то дом потому долго и строится, что денег нет, хотя выдавая квартирные они больше тратятся. До меня почти все духовенство, кроме благочинного, жило в частных квартирах. Зато у благочинного-то настоящий терем. Строя этот дом он затратил рублей 500 своих, а теперь церковь-то и расплачивается с ним. Братские доходы здесь тоже не важные. Теперь свадьбы так еще ничего, а летом-то и 6 рублей достанутся так не сердись Александр Иванович.
Земли на мой пай приходится около 14 десятин, да лугов 1 десятина, или около. Сборы здесь, как и у нас, добровольные. В общем материально положение духовенства я не могу определить, хотя о. диакон (бывший псаломщик) и говорит, что на долю псаломщика «кругом-то» рублей пятьсот (500 р) приходится».