IMG_89551.jpg

Дорога длиною в 30 лет

Водитель УТТ рассказал о своих буднях

Передо мной большой белый автобус НефАЗ с красной надписью «СПЕЦНЕФТЕТРАНС». Вместительный салон на 45 пассажиров, просторная водительская кабина с широким обзором, удобным креслом, панель приборов с множеством тумблеров. На спидометре 777 тысяч километров пробега. И две игрушки возле лобового стекла - волк и заяц, с промасленными, как у автослесаря, щеками. Это рабочее место Александра Волкова, водителя УТТ с тридцатилетним стажем. А пробег многотысячный - на двоих с напарником.

– Волк - как раз амулет напарника, – улыбается Александр Волков. – А меня оберегает заяц. Дочь получила его за меткую стрельбу в тире, когда мы семьёй ездили в Екатеринбург (она у меня отлично стреляет), и подарила мне в честь получения нового автобуса. Он уже восемь лет со мной ездит.

Шофёром Саша мечтал стать с тех пор, как себя помнит, ведь отец тоже всю жизнь провёл за баранкой. В школе учился средне и вместо 9-го класса решил поступать в пермское автотранспортное училище - на вождение большегрузного автомобиля.

- Поступить не получилось, и я вернулся в школу, - вспоминает Александр. - Но больше занимался спортом, чем учился: футбол, волейбол, баскетбол, лыжи, эстафета, стрельба. После уроков бежал в спортзал, заверив родителей, что уроки уже сделал. А им проверять было некогда...

Мечту стать водителем Александр не забыл и, окончив школу, поступил в ГПТУ на вечерние курсы автослесарей. А чтобы днём без дела не болтался, отец помог устроиться в УТТ учеником слесаря в цех разборки списанных автомобилей.

- Это был самый лучший «университет»! - смеётся Волков. - Автомобиль я знал не по книгам и плакатам. Каждый винтик на разборке довелось потрогать своими руками. А потом «пошёл на повышение» - перевели меня в шестую колонну на автозаправщик, правда, сначала его ещё нужно было собрать...

Но поездить так и не удалось: пришла повестка в армию. А уже отслужив, Александр сразу пришёл на ставшее родным предприятие, в ту же шестую колонну. Дали парню КамАЗ без двигателя - мол, ремонтируй и езди на здоровье. Так и началась водительская жизнь, о которой мечталось с детства. Но времена были нелёгкие - начало 90-х. И зарплата низкая, и о сокращении предупреждали, предлагая ехать на север. Но Волков решил, что большие деньги не стоят того, чтобы мотаться вахтами вдали от семьи. И снова помог отец, сказал: «Пора менять грязную работу на белую». Предложил перейти к нему в колонну, работать на автобусе - у Александра к тому времени уже была нужная категория в правах. Начальник автобусной колонны Николай Коцофан, увидев, как молод Саша, долго сомневался, говорил, что и  опыта маловато для перевозки людей, и вставать надо рано, а возвращаться, бывает, и за полночь...

- Отец у вас работает, я с малых лет всё это знаю, - ответил Александр, и тогдашний начальник УТТ Владимир Ковин «дал добро». 

С того времени Волков и стал работать на автобусах: КАвЗ, ЛАЗ, МАЗ. А 8 лет назад прошёл стажировку и пересел на новый НефАЗ. Стал водителем I-го класса.

- В каких только передрягах не побывали мы с дочкиным зайцем! Самое страшное всегда - «поломаться» вдалеке от дома. А если ещё и в большом городе, посреди сплошного потока машин, то вообще караул. У меня так случилось однажды в Перми. Вёз делегацию на концерт. И вдруг намертво встал на шоссе Космонавтов - сцепление сломалось, а я ещё и на второй полосе! Время - час пик. Люди домой спешат, сигналят, ругаются...

Александр сразу понял: с поломкой справится сам. Выставил аварийный знак, отправил пассажиров попутным автобусом и попросил водителя стоявшей у обочины легковушки заблокировать первую полосу. На скорости завёл двигатель и потихоньку съехал с трассы.

- Ветер гонит по асфальту пыль и опавшую листву, загоняет ко мне её под автобус. Сверху в глаза сыплется отваливающаяся грязь. Но устранил поломку и после концерта привёз зрителей обратно в Чернушку, - подытоживает Волков и рассказывает ещё об одном случае, который врезался в память.

В сильную метель ехал за вахтой. Подъезжая к Гожану, Александр заметил на обочине второстепенной дороги чёрное пятно. Уже когда проехал сотню метров, мелькнула мысль, что там что-то или кто-то лежит. На обратном пути остановился у того перекрёстка - ничего не видно, всё уже замело. Объяснил вахтовикам причину остановки и пошёл искать. Долго разгребал снег и нашёл замерзающего, но ещё живого человека. Мужики помогли занести его в автобус, а потом заехали в Куеду - передали его полицейским и медикам.

Год назад Александра Волкова наградили нагрудным знаком отличия «За безаварийную работу» 3 степени Министерства транспорта РФ.

-  Честно говоря, мелкие аварии у меня бывали за тридцать-то лет. Не всегда удаётся увернуться, если другой грубо нарушает правила движения, - вздыхает водитель. - Раньше машин было мало, и шофёр был первым парнем на деревне. Сейчас такого уважения нет. Труд водителя по-прежнему тяжёлый, а на дороге полно хамов, неадекватных водителей, практикующих опасную езду.

Поэтому когда сын Волкова семейную традицию не продолжил - выбрал другую профессию, отец возражать не стал. Но у династии есть все шансы продолжиться: трёхлетний внук Тимофей уже разъезжает по квартире на автомобиле с аккумулятором, изучает с бабушкой дорожные знаки. А когда дедушка берёт с собой прокатиться на рабочем автобусе - это и вовсе счастье. Настоящее - водительское и детское...

Мы прощаемся. Александр Александрович едет на мойку. Чтобы помыть такую громаду, нужно два часа. А завтра на неделю в командировку.

 

 

Сетевое издание "PRESS URALS" (Пресс - Уралье) Главный редактор – Шанчуров Е.Н. Электронный адрес редакции Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Учредитель Муниципальное автономное учреждение Информационный центр "Пресс-Уралье" Регистрирующий орган Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер реестровой записи Роскомнадзора серии ЭЛ № ФС 77 – 74952. Дата регистрации 01.02.2019. Информационная продукция 16+