Это просто космос!
Чернушинские школьники защищали свои проекты будущего
Мобильный технопарк «Кванториум» завершил свою работу в этом учебном году. Полторы сотни учеников из пяти чернушинских школ защитили проекты, над которыми работали во время сессий.
- Я каждый день хожу мимо контейнерной площадки в переулке Банковском, и она постоянно переполнена, - начал своё выступление гимназист Никита Куделевич. Своим проектом он стремился решить давно наболевшую «мусорную» проблему, только сделал он это по технологиям будущего: с применением беспилотников, датчиков и прочего (подробнее о проекте Никиты - в его интервью).
- Получился самодостаточный проект, ребята очень хорошо постарались. В каждой территории есть такие «бриллианты», с которыми интересно работать, - так оценил работу команды Куделевича преподаватель геоаэроквантума Тимур Ахмедьянов.
Мобильный технопарк, первая сессия которого состоялась ещё в октябре, предложил ребятам 4 направления (квантума, как их здесь называют) на выбор: аэроквантум (моделирование и техническое применение беспилотных летательных аппаратов), дополненная и виртуальная реальность (применение VR -оборудования и создание собственных виртуальных миров), промышленный дизайн (проектирование и создание модели промышленных объектов с помощью 3D-моделирования и графического дизайна) и хайтек квантум (цех-мастерская, оснащённая высокотехнологичным оборудованием). Именно последний квантум - «в стиле хайтек» - выбрали девятиклассницы Ксения Добрынина и Анастасия Юдина.
- Мы решили, что на этом квантуме будет больше практики, больше прикладных знаний. Так и оказалось, - говорит Ксения. - А тему проекта придумали случайно. Настя сидела и вертела в руках обычную деревянную линейку, на которой были написаны формулы, и вслух жалела, что линейка не может подсказывать.
И девчонки придумали линейку-подсказку. Зал слушал их доклад с особенным интересом, ведь линейка с выходом в интернет, пожалуй, всеобщая ученическая мечта. Это устройство размером с обычную линейку, оснащённое сенсорным дисплеем, который распознаёт задачу, формулу, и «линейка будущего» сама ищет нужное приложение, нужную программу для решения этой задачи.
Таким же «космическим» выглядит проект девятиклассников Данила Бадрисламова и Глеба Петухова «Feel_it» (почувствуй это). Ребята занимались в квантуме виртуальной реальности и создали макет экзоперчатки, которая поможет дополнить ощущения при использовании виар-очков.
- Мы решали две проблемы: не хватало ощущения объёма от цифровых объектов и быстро разряжался контроллер, - говорит гимназист. - Наша экзоперчатка позволяет почувствовать этот объём, а контроллер в нашем проекте работает от электрического наногенератора за счёт энергии человека.
Защиту проектов на квантуме «Промышленный дизайн» открыла ученица второй школы Анна-Мария Цветова.
- Мы «подсели на футбол» во время чемпионата мира, который проходил в России. Особенно яростная болельщица у нас в семье - мама, - делится десятиклассница. - И потому я решила спроектировать место проведения чемпионата мира по футболу, который пройдёт в Катаре.
Спортивный комплекс «Сокол», который придумала Анна-Мария, - это по сути искусственный остров, сооружение на воде. С парковками, скей-парком, трибунами, стадионами, детскими площадками и фан-зонами. Девушка создала эскиз, а затем 3D-проект в специальной программе, которой обучилась во время занятий в «Кванториуме».
- Я уверена, что эти знания мне очень пригодятся, ведь я собираюсь стать архитектором, - говорит Анна-Мария.
Всего в мобильном технопарке занимались 150 ребят из Чернушки. Иногда их проекты переживали интересные метаморфозы. Семен Созыкин, Артем Тарасов и Данил Калимуллин вместе с командой на секции VR придумывали очки для расследований: с детектором лжи, ночным зрением и сканером отпечатков пальцев. Но в итоге у ребят появилась идея создать голографический проектор. Еще вчера это казалось чем-то из области фантастики, а сегодня видеть голограмму друга во время общения в мессенджере вполне реально. Десятиклассница Софья Вяткина тоже постигает азы виртуальной и дополненной реальности - занимается созданием развивающей игры по астрономии для учеников младших классов, с помощью которой дети быстро изучат названия планет и их расположение в солнечной системе.
- Продолжаю программировать и разбираться с физикой. Первый раз этим занимаюсь, возникает много нюансов, нужно находить новые решения для всех этих «головоломок», но меня это не пугает, - рассказывает Софья. - Учиться в игровой форме – мечта каждого ребенка. Современные технологии это позволяют.
По словам педагогов, такой «прыжок» в новую технологическую среду ребята считают не просто интересной экскурсией. Для них это полезный способ приобретения новых знаний, благодаря современному оборудованию и новым формам образования.
«Умный дом» – еще один интересный проект. Его концепцию Полина Погадаева и Лиза Митрофанова создали с нуля. Автономная система позволит отказаться от централизованных коммунальных услуг. Независимость «умному» дому обеспечат скважина и солнечные батареи. Его можно будет построить даже в глухом лесу, вдали от цивилизации, уверены ученицы Ивана Беликова, педагога по направлению хайтек. При этом дом будет со всеми удобствами, при желании даже с голосовым управлением и видеонаблюдением.
- Пусть умная система пока на рынке не столь популярна. Но она экономит массу времени, создает комфорт. Это наше будущее, к которому мы должны стремиться. К тому же это экологично. Солнечные батареи не наносят вреда природе, - рассуждает Лиза Митрофанова. В будущем ученица 8б класса гимназии тоже мечтает стать архитектором.
Среди разработок чернушинских гениев - кресло для хозяина и его усатого питомца кота, одинаково удобное и комфортное для обоих; интерактивная корзина для покупок в магазинах, которая ездит за покупателем, прокладывает маршрут, помогает выбирать товар; умные очки, которые заменяют компьютер и телефон. Эти проекты, порою совсем фантастические, а порою - вполне прикладные, могут быть реализованы, так же как стала реальностью нанокровать для людей с ОВЗ, придуманная пермским школьником. Авторов лучших проектов пригласят в Пермь для участия в ежегодной кванторианской конференции.
- Среди проектов чернушинских школьников много серьёзных, хорошо проработанных, и я уверен, что из них можно будет выбрать те, которые получат дальнейшее развитие и реализацию, - прокомментировал руководитель технопарка «Кванториум» Владимир Кречетов.
- То, что сейчас нам, взрослым, кажется фантастикой, для наших детей - уже реальность, - поддержала руководителя «Кванториума» Елена Омелина, замглавы округа по социальным вопросам. - Я очень рада, что «Кванториум» работал в Чернушке. Мы не всегда успеваем технически за новыми стандартами образования, новыми требованиями. И вот такая практика, как приезд технопарка в территории, - это очень важное и большое дело. Ведь небольшие населённые пункты, как наш, не имеют такой технической базы. Кванториумы созданы в рамках нацпроекта «Образование» специально для отдалённых территорий, чтобы ребята познакомились с новыми возможностями, могли поработать на высокотехнологичном оборудовании. Спасибо всем организаторам этого проекта за такие возможности для наших детей.