Как жить в 2020-м будем: финансы и перспективы
Решения Думы городского округа
19 декабря на внеочередном заседании Думы Чернушинского городского округа депутаты определили будущее нашего муниципалитета на ближайшие годы. В повестке дня - 37 вопросов, самые значимые из них: принятие бюджета, утверждение структуры администрации округа.
Депутаты приняли бюджет
Бюджет Чернушинского городского округа на 2020 г. и плановый период 2021-2022 гг. принят во втором чтении. Депутаты единогласно проголосовали за главный финансовый документ, который определит жизнь нашего муниципалитета на ближайший год.
- Между первым и вторым чтением внесены поправки, но бюджет, как и ранее, социально направленный. Достаточно сложно шло формирование бюджета и проведение экспертизы в переходный период. Но тем не менее основополагающий документ подготовлен очень качественно, все замечания КСП устранены, документ соответствует бюджетному законодательству, и я думаю, что он будет работоспособным и пополняемым. Считаю, что жить будем лучше, потому что существенная доля в бюджете - это расходы на инвестиции, на развитие как города, так и сельских территорий, - отметила председатель КСП округа Ирина Юдина.
Бюджет - программный, то есть более 98% бюджетных средств будет направлено на реализацию 15 муниципальных программ (см. рисунок 1). Для сравнения: бюджет района на 2019 год был сформирован по 12 программам, нынче добавились программы по формированию комфортной городской среды, благоустройству, по развитию и поддержке общественных инициатив, программы «Обеспечение жильём жителей Чернушинского городского округа» и «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда». осталась в качестве подпрограммы прошлогодняя программа «Совершенствование градостроительной деятельности». Изменения эти связаны с тем, что бюджет Чернушинского городского округа составляли впервые - он должен был собрать воедино бюджеты и городского поселения, и 14 сельских поселений района, то есть стать консолидированным.
Депутаты на заседании Думы отметили, что разработчики бюджета провели большую и сложную работу. В целом доходы бюджета на будущий год составят 1 млрд 601 млн 667 тысяч. (для сравнения, бюджет Чернушинского района в 2019 году - 1 млрд 117 млн рублей), расходы бюджета в 2020 - 1 млрд 635 млн 738 тыс. Таким образом, бюджет принят с дефицитом 34 миллиона рублей, но это вполне допустимая сумма.
Большая часть расходов традиционно - на сферу образования - 52% , это 768 млн. рублей. Деньги будут направлены на обеспечение доступности общего и дошкольного образования, на ремонт образовательных учреждений, поддержку талантливых детей, организацию детского отдыха и оздоровления, на дополнительное образование.
В следующую трехлетку также продолжится развитие дорожной сети и инфраструктуры. На ремонт, строительство и содержание дорог в бюджете Чернушинского городского округа предусмотрено почти 171 млн (в 2019 году - 50 млн 289 тысяч). В будущем году капитально отремонтируют дороги Чернушка - Емаш-Павлово, Чернушка - Ашша, Етыш - Таныпские Ключи, а также городские улицы: Ленина, Тельмана, Кирова, Комсомольская, Крестьянская, переулки Новый и Трактовый.
В программе «Капитальное строительство объектов Чернушинского городского округа» предусмотрены расходы на проектирование и строительство газопроводов общей протяжённостью более 45 километров - в Большом Березнике, Броду, Сульмаше, на строительство 4,8 км водопроводов в Ананьино, Кузнецово, Павловке.
Особое внимание в новом бюджете уделили благоустройству территорий. Только по программе «Формирование комфортной городской среды» будет выделено около 25 млн рублей. Кроме того, с будущего года начинает действовать федеральная программа «Комплексное развитие села». На благоустройство сёл край выделит 14 млн рублей на условиях софинансирования (из местного бюджета на эти цели направят ещё 6 млн.рублей).
Формирование консолидированного бюджета началось ещё летом, параллельно шла выборная кампания. За это время депутаты получили множество наказов и хотели бы учесть их при формировании бюджета, однако всё исполнить за один год - нереально.
- Бюджет формируется, как минимум, в течение шести месяцев, поэтому за несколько недель внести все изменения невозможно, - отметил председатель Думы Андрей Галиханов. - Мы собрали все наказы, которые были у депутатов, сформировали их в единый пакет. И они будут исполняться в течение ближайших пяти лет.
Администрация городского округа с нового года - это глава округа, четыре заместителя, руководитель аппарата администрации, 8 управлений.
В связи с объединением поселений и формированием округа штат сотрудников и расходы на содержание аппарата сокращаются. На селе вместо 14-ти поселенческих администраций будут функционировать 10 территориальных отделов. В каждом из них будут работать по 2 специалиста.
При существенном сокращении численности чиновников объем обязанностей не уменьшится. Команда администрации округа будет отвечать за исполнение всех полномочий и во всех поселениях: от обеспечения населения услугами ЖКХ до организации культурно-массовых мероприятий.
Насколько эффективна представленная структура? Кто участвовал в ее формировании? Почему в ней не стало управления сельского хозяйства, но появилось управление культуры, молодёжной политики и спорта, а также отдельная структура - правовое управление? Кто займёт ключевые посты? Об этом наш корреспондент Светлана Батракова беседовала с главой округа Михаилом Шестаковым.
Михаил Владимирович, структура утверждена. На ваш взгляд, она оптимальная, или опыт подсказывает, что можно было иначе, но есть утвержденный краем порядок?
Как и все муниципалитеты края, где идёт процесс формирования городских округов, мы согласовали структуру с Министерством территориального развития края. Оно учло пожелание территорий, где численность населения более 50 тысяч человек и большая инфраструктура, и добавило в структуру дополнительную ставку - заместителя главы округа по ЖКХ и благоустройству. Этот зам будет отвечать за все вопросы жизнеобеспечения: вода, тепло, свет, дороги. В нашем районе на должность заместителя по ЖКХ назначен Александр Герте.
Мы привыкли, что на первом заместителе огромный блок полномочий - вся инфраструктура: дороги, благоустройство, коммуникации, связь, транспорт. Теперь есть отдельный зам по ЖКХ и благоустройству. Что в полномочиях первого зама?
- Как и прежде, первый заместитель будет курировать вопросы, связанные со строительством, земельными и имущественными отношениями, гражданской обороной, чрезвычайными ситуациями. В его обязанностях, как и в обязанностях главы округа, также взаимодействие с предприятиями.
В таком случае не могу не поинтересоваться: что вы думаете о ситуации, которая сложилась сегодня в «Доросе»?
- Ситуация в «Доросе» сегодня непростая: только за последнее время сменились два руководителя, упали объёмы, работники жалуются на зарплату. Недавно встречались с руководством предприятия. Нас заверили, что в самое ближайшее время ситуация изменится к лучшему.
Вернёмся к структуре новой исполнительной власти. Количество управлений администрации выросло. Появилось управление по культуре, молодёжной политике и спорту. Это огромный объем совершенно разной работы. Логично предположить, что администрации нужны будут новые специалисты.
- Да, будем подбирать специалистов. Если раньше специалисты по культуре и спорту были в каждом поселении, то теперь это будет одно отдельное подразделение – управление со своим руководителем и статусом юридического лица. Работу этого управления будет курировать заместитель по социальной работе.
С чем связано появление самостоятельного юридического управления?
- Раньше свои юристы были в управлении образования, управлении имущественных отношений, в администрации. Ответственность лежала на каждом руководителе. Они зачастую не знали о делах, которые ведут их коллеги. Вопросов, которые приходится разбирать через суд, множество. Теперь юридическая служба будет единой. Думаю, это закономерно и логично.
В новой структуре нет управления сельского хозяйства. Это приведение в соответствие, ведь агропром - это полномочия краевые, или есть другие причины? Как это отразится на наших селянах?
- Вместо управления сельского хозяйства с января будет работать отдел в составе управления экономики (но не отдельное юридическое лицо, без права подписи). Можно сказать, это обратный процесс, ведь раньше так и было. Селяне пострадать не должны: объём финансирования, предусмотренный нашим бюджетом, сохранится в полном объёме – по 18 миллионов рублей на 2020-2023 годы. Всё, что касается участия округа в реализации аграрных программ и проектов, будут курировать сотрудники отдела сельского хозяйства управления экономики.
Существенно расширится управление имущественных отношений. Что войдет в его состав, с какой целью?
- Действительно, с нового года управление имущественных отношений станет самым большим и по количеству сотрудников, и по количеству полномочий. Ранее их исполняли специалисты, которые работали в каждом поселении. Теперь эти обязанности – на одном управлении. В его составе оба отдела архитектуры (и районный, и городской), управление по имуществу и землепользованию, а также специалист по охране окружающей среды. Такое объединение тоже рекомендовано краем.
В новой структуре вместо 14 администраций поселений 10 территориальных отделов. Произойдёт объединение Калиновки с Деменёво, Брода и Бедряжа, самый большой теротдел - это Тауш, Трушники и Етыш. Нет ли опасений, что двух специалистов для работы в территориальных управлениях недостаточно?
- Уверен, что специалисты справятся, тем более, что полномочия по жизнеобеспечению уже переданы. Так, водоводы и вся инфраструктура, связанная с водоснабжением, уже в ведении МП «ВКХ», за теплоснабжение отвечают «Тепловые сети», проведены аукционы по содержанию дорог, определены 4 подрядчика.
Что касается объединения таких крупных поселений, как Тауш, Трушники и Етыш, то мы проработали этот вопрос и остановились на таком варианте. В Таушинском территориальном отделе предусмотрели дополнительную ставку.
Уже известно, кто возглавит ключевые посты в администрации и в управлениях? Грядут большие кадровые перемены или вас устраивает прежняя команда?
- Больших кадровых изменений не будет. В новой структуре администрации - 174 сотрудника. Чтобы она была эффективной, мы провели большую работу в переходный период. Сейчас - только дополняем. На протяжении последних 5 лет у меня не было претензий к работе заместителей и руководителей управлений. Все честно и добросовестно делали свою работу. Надеюсь, эта команда так же будет работать и далее.