771320.jpg

Кибернаглость

Что делать, чтобы вас не облапошили?

- Здравствуйте, проверка электрики... - Вежливые ребята с честными глазами протягивают «корочки», на которых есть фото и большая печать.

Приглашения не ждут, проходят и прямиком  к счетчику, проверяют пломбы... И сразу находят неисправности или говорят, что сроки эксплуатации оборудования истекли, нужно установить новый, современный, более точный, который сам будет передавать данные, а главное -  служить долго-долго. Правда,  стоит такой счётчик запредельно дорого - 50 тысяч рублей. Но тут же предлагают скидку, дескать, специально для вас - всего 36-40 тысяч рублей. А если не будете брать, отключим свет! Аргументы у «проверяющих» вполне логичные: короткое замыкание, пожар, в общем - опасность для все жильцов. Те, кто поумней, с такими «электриками» в переговоры не вступают, а набирают номера «Энергосбыта»  или « Горсетей», иные обращаются в управляющую компанию, которая тоже в курсе, где и какие плановые проверки проходят.

На прошлой неделе ООО «Жилищная компания «Грант» даже официальное предупреждение разместила в соцсетях с приметами дельцов и призывом не верить мошенникам. Тем не менее, они успели обмануть нескольких жителей округа.

Как распознать «джентльменов удачи» и что делать? Об этом наш корреспондент Юлия Власова беседовала со старшим следователем следственного отдела МВД России по Чернушинскому району Артуром Симоновым.

- Артур Леонидович, этой схеме, когда мошенники ходят по квартирам и втридорога предлагают всякую чепуху - от ножей до оборудования - уже не один десяток лет, но люди все равно попадаются на удочку. Почему?

- Я думаю, что всему виной не только доверчивость, но и наше воспитание. Мы не можем думать плохо о человеке, который вежливо разговаривает, обращается к вам по имени-отчеству, проявляет беспокойство о вашей безопасности или финансах. Мы же по себе людей судим и не готовы видеть в другом человеке (а часто это обаятельный молодой человек или девушка) преступника. Тем более что схемы обмана постоянно меняются.  Если вчера это были псевдоэлектрики или продавцы «суперпылесосов», то сегодня нас захлестнула волна киберпреступности.

- О каких фактах вам сообщают?

- К нам поступает много сообщений о дистанционном мошенничестве.  Это звонки от «представителей банка», никуда не делись те, кто сообщает о родственниках, якобы попавших в беду,  много объявлений о купле-продаже. К примеру, сайт «Авито «- это кладезь для мошенников. Злоумышленники просят предоплату  за выставленный на сайте товар, а потом исчезают, просят номер карты, чтобы перевести деньги вам за товар, а затем, ссылаясь на технические нюансы, просят продиктовать код, который пришел вам по СМС, после чего со счетов пользователей исчезает крупная сумма.

- А конкретные примеры есть?

- Был случай, когда женщина через банкомат переводила по 15 тысяч на разные номера телефонов, в итоге лишилась около 800 тысяч рублей. Что удивительно, люди, которые рядом наблюдали эту картину, пытались ее остановить, уговаривали сходить в ближайшее отделение банка, чтобы прояснить ситуацию, но... Как выяснилось позже, ей позвонил мужчина, представился начальником отдела безопасности банка, сказал, что кто-то пытается перевести все ее деньги и, чтобы их сохранить, она срочно (пока банк приостановил транзакцию, а это всего 30-45 минут) должна перевести все деньги на безопасные ячейки. Причем, небольшими суммами, что она и сделала, потом, правда, опомнилась и сходила в банк. Но уже было поздно. Обратно с этих «ячеек», которые оказались номерами телефонов, привязанных к другим банкам, никто деньги не вернет.

- А почему? Ведь в банках действительно есть служба безопасности, разве она не должна беспокоиться о клиентах?

- Во-первых, потому что в сутки производится десятки тысяч различных финансовых операций и проконтролировать каждый счет нереально. Во-вторых, в базу данных банка сведения об операции поступают с задержкой, то есть сама операция отобразится в компьютерной системе через некоторое время, это связано со спецификой обработки информации. И, в-третьих, даже если настоящие сотрудники банка заметили подозрительную операцию, они не могут её заблокировать по собственной инициативе, а связаться с клиентом сложно (он в это время «висит на связи» с мошенниками). Но даже если каким-то чудом удавалось дозвониться до гражданина, то убедить его в том, что он стал жертвой преступников, сложно. Это феномен – «сам обманываться рад...»

- Мне самой как-то позвонил такой «банкир». Меня сразу насторожили определенные моменты: человек на том конце провода знал мои имя и отчество, но не смог назвать фамилию, а такой суммы, которую у меня якобы пытались снять, просто не было на карте. А когда я начала иронизировать, он стал хамить и угрожать... На какие ключевые фразы нужно обращать внимание, чтобы распознать мошенников?

- Граждане должны запомнить самое главное: СОТРУДНИКИ БАНКА, ПОЛИЦЕЙСКИЕ  и  ДРУГИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ НИКОГДА НЕ  ПРОСЯТ НОМЕР КАРТЫ. Даже если вы в банке, то сотрудники просят вас самих вставить карту и набрать пин-код, при этом не смотрят,  какие цифры вы набираете. Такой порядок прописан в должностной инструкции. Если вам звонит настоящий специалист банка, то, как правило, он просит вас подойти в отделение с определенными документами и только в определенных ситуациях (например, если вы оставляли заявку на кредит, ипотеку и прочее).

- Но сейчас даже кредит можно оформить дистанционно...

- Были в нашей практике и такие печальные случаи, когда у мужчины выманили все данные для доступа в личный кабинет банка, оформили на него кредит и еще заставили перевести эти средства на «безопасный счет»... Сам он описывает эту ситуцию так: «Был, как в тумане, сам не  понимал, зачем мне этот кредит».

- Как быстро можно установить и наказать преступников?

- Очень сложно найти. Как правило, такие преступления раскрывают, когда оперативники «накрывают» колл-центр, где работает большая группа лиц, и отрабатывают все эпизоды.

- Но за каждым номером телефона стоит определенная личность...

 - У нас в стране огромное количество сим-карт, которые в свое время оформлялись на организации, на третьих лиц, утерянных, подаренных, доставшихся по наследству. Установить того, кто владеет номером на сегодня, практически невозможно. Это же все делается через запросы в компании сотовой связи, но сегодня можно легко  поменять оператора и при этом сохранить старый номер. Пока придут ответы на запросы, уйдет не один месяц, а деньги уже сняты, карты заблокированы.

Вот ещё один пример из практики: девушка поменяла номер телефона, а от старого не отвязала банковскую карту. Новый приобретатель номера быстро сообразил, что к «симке» привязана чужая карта, и перевел несколько раз деньги с нее. В итоге против него возбудили уголовное дело, хотя ущерб он возместил, но судимость, а возможно, и реальный срок ему обеспечены.

- Вы сами или ваши близкие становились объектами внимания мошенников?

- И мне, и родителям звонили. Но так как я постоянно провожу беседы по этой теме со своими родными и близкими, то неприятностей не возникало. Мама просто кладет трубку, отец реагирует более эмоционально и сразу говорит, в каком направлении двигаться этим товарищам!

Я советую не вступать в разговоры с такими людьми. Можно просто положить трубку или сказать, что уточните информацию по известным вам телефонам и перезвоните. Как правило, интерес к вам у мошенников сразу пропадет. Еще раз призываю всех быть бдительными. Лучше взять паузу, подумать, проверить информацию или посоветоваться с близкими. Не торопитесь переводить деньги, а тем более называть номера карт.

Всего в 2020 году зарегистрировано более 510,4 тысячи киберпреступлений. Большинство из них происходит через интернет или при помощи телефонов. По данным Следственного комитета, за последние семь лет уровень киберпреступности в России увеличился более чем в 20 раз. Нарушители становятся все более агрессивными и сохраняют анонимность, тщательно скрывают свои следы. Согласно статистике Генпрокуратуры, на кибермошенничество в 2020 году пришлось около 70% всех хищений, совершенных путем обмана или злоупотребления доверием. За год было выявлено более 237 тысяч таких эпизодов, что на 73,4% больше, в сравнении с 2019-м. В 25 процентах  случаев использовались электронные средства платежа. Рост числа такого рода деяний зафиксирован в большинстве регионов страны. Чаще других - в Саратовской и Омской областях, а также Пермском крае.

1:0 в пользу бабушки

Мошенники позвонили 70-летней пенсионерке, в прошлом преподавателю иностранных языков, и представились сотрудниками банка. Они сказали женщине, что ее счет пытаются взломать, и спросили, сколько денег лежит на счете. И хотя там было всего 50 рублей, находчивая бабуля решила подыграть звонившим и назвала сумму в 8 миллионов. Мошенники начали торопить её снять деньги и перевести на безопасный счет, при этом оставаясь на связи. Женщина заявила, что сейчас у неё израсходуются все деньги на телефоне, так как по её тарифу входящие звонки платные. В ответ собеседник пообещал пополнить баланс и перезвонить через несколько минут. Через несколько минут мошенники пополнили баланс телефона пенсионерки 500 рублями. Только после она сообщила собеседнику, что на карте у неё всего 50 рублей. Мошенник бросил трубку, обругав женщину.

Сетевое издание "PRESS URALS" (Пресс - Уралье) Главный редактор – Шанчуров Е.Н. Электронный адрес редакции Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Учредитель Муниципальное автономное учреждение Информационный центр "Пресс-Уралье" Регистрирующий орган Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер реестровой записи Роскомнадзора серии ЭЛ № ФС 77 – 74952. Дата регистрации 01.02.2019. Информационная продукция 16+