Летняя школа должна быть всегда!
ОТДЫХ ДЕТЕЙ. Сто лет назад
Сейчас трудно себе представить лето без школьных лагерей отдыха. А первый опыт их организации в нашем районе был предпринят 100 лет назад. Тогда их называли летними школами. Вот какую информацию об этом нашла краевед Валентина Андрианова в документах Сарапульского архива «Отчёты школ Рябковского района о состоянии учебно-воспитательной работы за 1924/25 учебный год».
«Летние школы» в стране Советов появились после того, как в 1923 году были введены новые комплексные учебные программы от государственного учёного совета. Школьные занятия на летние каникулы не прерывали, но чуть снижали их интенсивность.
Где организовали первые летние школы?
19 июля 1924 года заведующий народным образованием Рябковского района Шаншуров отослал в ОкРоно (г. Сарапул) отчёты Нижне-Козьмяшинской, Деменевской, Таушинской, Больше-Юговской школ 1-й ступени (так назывались начальные 4-х летние школы) и Рябковской семилетки. Во всех этих учебных заведениях летние школы были организованы впервые и, практически, в одно и то же время – в июне. Но вот количество рабочих дней, согласно отчёту, было разным – от 10 до 25 дней.
В Большом Юге летняя школа длилась 10 дней для 12 учащихся, в Тауше на протяжении 12 дней летнюю школу посещали от 7 до 19 человек, Нижне-Козьмяшинская летняя школа работала 16 дней, и приходила сюда в июне четверть всех учащихся. В Деменево летняя школа функционировала 22 рабочих дня для 16 детей (из 41 ученика в школе). Больше всех количество рабочих дней было в Рябковской летней школе – 25 дней. И детей, посетивших её, было значительно больше.
Семён Иванович Гагарин, подводя итоги первого опыта летней школы в Рябках, писал в отчёте: «Население отнеслось к летней школе с большим интересом и вниманием, а равным образом летняя школа заинтересовала и самих учащихся. Многие учащиеся выражали пожелание, чтоб всегда была «летняя школа». С должным вниманием и интересом отнеслись к летней школе и педагоги».
«Учащиеся в летней школе заинтересованы. Школьный работник летней школой удовлетворён, но больших достижений добиться не пришлось», - писал в отчёте заведующий Больше-Юговской школой.
Что зря обутки носят и лапти треплют?
Но не во всех деревнях взрослые были рады организованному отдыху детей. Заведующий школой Южаков отмечал, что в Деменёво «население против летней школы ничего не имеет, если дети свободны от домашних работ. Но если есть домашние работы: боронование ярового и пара, посадка в огороде, заготовка дров – детей задерживают и даже совсем не позволяют ходить в школу». Заведующий Таушинской школой отмечал, что крестьянских детей посещало летнюю школу очень мало.
Жители Нижнего Козьмяша выразили недоумение: «Какая же это школа – все ходят и бродят по полям и лесам, и куда не следует. Теперь время у детей свободное, так надо в школе читать и писать, а то зря обутки носят и лапти треплют». Такие высказывания односельчан заведующий школой Александровский комментировал так: «Здесь сказываются старые привычки. Дети с захватывающим интересом относятся к школе летних занятий, очень сожалеют, что многочисленные домашние работы мешают отдаться всецело летним занятиям в школе. В этом уж вина старого населения с его старыми неподвижными понятиями и окаменелым мировоззрением».
Чем же занимались дети в летних школах?
Отличались летние школы от других форм организации детского досуга тем, что являлись продолжением учебного процесса. В школе стали изучать не отдельные предметы, а «темы» («комплексы»): «Дом», «Лес», «Хлеб», и другие, каждая - по трём направлениям: природа, труд, общество.
Занимались в школах почти тем же самым, что делают ребята в современных лагерях отдыха, трудовых лагерях и в лагерях дневного пребывания. Они играли, работали на пришкольных участках, совершали экскурсии на природу.
Рябковцы предприняли поездку в город Сарапул, таушинские ребята побывали на станции Чернушка, а козьмяшинские школьники совершили экскурсию в центр района – село Рябки, где «дети с большим удовольствием посетили выставку местной летней школы, нардом, библиотеку и электрическую станцию».
Как сработали сами педагоги?
«Летняя школа нас удовлетворила, но есть крупные недостатки, которые выражаются в неподготовленности самих учителей. Её причина – отсутствие материала, по которому можно было бы подготовиться. К будущей летней школе некоторые недостатки можно устранить», - так отмечено в таушинском отчёте.
«Сами учителя летней школы хотя и удовлетворены, но поставлены в необходимость поработать над собою, чтоб с чувством полного творческого удовлетворения продолжать первый опыт и привить населению летние учебные занятия», - считает козьмяшинский заведующий школой.
Каковы же были результаты первой летней школы?
«Девять экскурсий, проведённых ребятами Таушинской школы, были посвящены образу жизни населения, наглядное представление жизни кочевой (проезжающие цыгане) и оседлой (производство, растительность полей, лугов, лесов), собраны материалы для зимней школы», - такие слова в отчёте таушинского заведующего школой.
«Достижением летней школы надо считать приобретение детьми положительных знаний из области природы, труда и социально-культурных наблюдений. Положено маленькое начало школьному музею», - писал в отчёте заведующий Нижне-Козьмяшинской школой.
«За летнюю школу собрана масса материалов: таблицы, гербарии, диаграммы, посажено около школы 25 саженцев. Организована выставка из 150 экспонатов детского творчества, её посетили 80 человек, 140 учащихся своей школы, 45 детей из окрестных школ, 40 человек частной публики, в том числе 5 человек из окружного центра», - это итог работы рябковских школьников.