Мост между территориями, между прошлым и настоящим
Образование. Как школьным музеям планируют дать вторую жизнь
В 2024 году в каждой школе страны должен появиться музей. Как организовать его работу? Поиску ответа на этот вопрос был посвящён трехдневный лагерь, организованный в Чернушке в рамках социального проекта «Детство без границ».
– Школьные музеи должны быть интересны не только педагогам, но и детям. Экспозиции этих музеев могут быть посвящены выпускникам, учителям, истории школы, её традициям. А возможно, ещё чему-то. Решать вам, - отметила заместитель главы округа по социальным вопросам Елена Омелина, приветствуя ребят.
Дети, прослушав выступления педагогов, краеведов, побывав в музеях кадетской, второй, Сульмашинской школ, на итоговом заседании рассказали о музеях своей мечты и оценили работу лагеря.
– Узнали много нового, в том числе о соседних районах, сравнили музей нашей школы с другими школьными музеями, – поделились впечатлениями Артём Бородулин и Захар Рязанов из школы №5. – Сейчас думаем, как улучшить наш музей, сделать его интереснее. Если сравнивать музеи, о которых нам рассказали, то больше других заинтересовал музей в Бикбарде, посвящённый истории семьи Дягилевых. Также впечатлил музей школы села Рябки, ведь там начиналась история нашего района, столетие которого мы будем скоро отмечать.
Карина, Настя и Никита приехали из Уинского. В школе, где они учатся, тоже есть музей, но места для экспонатов в нём не хватает. Но это всё равно лучше, чем вовсе остаться без музея, как это случилось в Труну.
– Остались только экспонаты, посвящённые вкладу труновцев в Великую Отечественную войну. А мы бы хотели, когда выделят помещение под школьный музей, рассказать ещё и о современной ситуации, о выпускниках школы, участвующих в СВО, показать связь прошлого и настоящего, - говорят Оля Краснопёрова и Маша Акулова.
О роли школьных музеев в образовательном процессе рассказала Светлана Полякова, учитель истории школы №2.
– Музей – незаменимый помощник в преподавании истории и обществознания. Материалы нашего музея сейчас активно используются для подготовки к празднованию юбилея школы. Мы хотим возобновить экскурсии, рассказывать о школе и её месте в истории нашей Родины. Если прошлые события от ребят далеко, то бабушки, дедушки, родители рядом. Когда дети видят на фотографиях своих родителей, которые учились в этой же школе и стремились делать добрые дела, это не только вызывает чувство гордости, но и подстёгивает к участию в различных мероприятиях.
Одним из методов музейной работы в школе №2 являются исторические реконструкции, к примеру «Бал декабристов». Чтобы подготовиться к нему, ребятам нужно изучить историю движения декабристов, выяснить, какие костюмы были в то время, и сшить их, представить, какие были причёски, и попытаться их соорудить, выучить танцы тех времён. Школьники при изучении данного периода истории могут потрогать и примерить в музее школы эти костюмы. А это совсем не то, что увидеть их в кино.
- Делегация наших ребят ездила в Крым, где живут родственники наших земляков – Героя Советского Союза Степана Иванова и кавалера орденов Славы трёх степеней Василия Петрова. В насыщенном графике визита было и посещение Аджимушкайских каменоломен, когда дети, потрясённые подвигом крымчан, после экскурсии долго не могли говорить… Посещение таких объектов воспитывает в человеке самые светлые чувства – патриотизм, уважение к истории, заставляет задуматься о ценности жизни и цене мирного неба над головой! - считает учитель истории.
Проект «Детство без границ», одним из направлений реализации которого сегодня является активизация работы школьных музеев, стал продолжением проекта «Спасённое детство». Он связал в единое историческое целое сразу несколько регионов страны: Санкт-Петербург, из которого в годы войны в наш край были эвакуированы дети, заводы, их сотрудники, Мариинский театр, Прикамье, в том числе и Чернушку, которые стали второй родиной для тысяч ленинградцев, Ярославскую область, которая первой приютила маленьких жителей северной столицы на пути в наш Легаевский интернат. Реализация проекта «Спасённое детство» - это огромныйпласт исследовательской работы и множество мероприятий, о которых мы не раз писали на страницах нашей газеты, в том числе научно-практические конференции, обмен делегациями, возможность поработать в архивах Санкт-Петербурга и пополнить музейные экспозиции.
В 2020 году в рамках празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне Чернушинский городской округ реализовал на своей территории социальный проект «Внуки победителей», который позволил силами детей собрать важный материал о земляках - участниках Великой Отечественной. В рамках сотрудничества были организованы детские экскурсионные поездки в белорусский Светлогорск и Крым. Яркие впечатления у детей оставили интересные события, туристические маршруты и теплый прием городов-побратимов. Очевидно, тема Великой Отечественной войны будет актуальной всегда, а с перспективой активизации работы школьных музеев получит новое развитие.
Одним из направлений развития детского туризма в Прикамье является проект «Дети едут к детям». Он стартовал в 2021 году и признан уникальным и одним из лучших в России. Его реализация - взаимодействие туроператоров и педагогов, детей и экспертов. Разработанные маршруты интегрированы в учебный процесс, содержат образовательный и воспитательный компонент.
В разработке маршрутов принимают участие сами дети. В крае создан Детский совет по туризму. Ребята сами дают экспертную оценку и рекомендации по готовым маршрутам, ищут возможные недостатки на месте.
– Создание условий для интересного, познавательного и полезного отдыха детей имеет важное значение для региона: это тот фундамент, который мы закладываем сейчас в будущее развитие Пермского края. Этим надо заниматься здесь и сейчас. Сегодня мы уделяем особое внимание развитию туристической отрасли, так как в ней есть большой потенциал для экономики региона, – отметил губернатор края Дмитрий Махонин.
В 2021 году между Чернушинским ГО, Уинским МО, Октябрьским ГО, Куединским МО было подписано Соглашение о сотрудничестве в области туризма. Жители этих территорий в рамках проекта «Детство без границ» могут прикоснуться к историческому прошлому своих земляков, изучить достопримечательности родного края, проложить «туристический мост» между четырьмя территориями.
Соглашение предусматривает организацию работы лагерей для школьников в осенние и зимние каникулы. В 2021 году дети - участники лагеря - получили знания по основам экскурсоведения, в 2022 году были организованы занятия в «Школе юных блогеров». Нынче лагерь был посвящён организации работы в школьных музеях.