Моя семья – моя крепость
сохраняя Традиции. Денис и Валентина Рафиковы - об обычаях удмуртского народа
До Нового года остался месяц. Праздничный поезд Деда Мороза уже двинулся из Великого Устюга по городам России. Но страна у нас многонациональная, и у каждого народа – свой волшебный дед. В Удмуртии, например, в Новый год приходит Тол Бабай в фиолетовом тулупе. Эти традиции бережно сохраняют во многих удмуртских семьях, в том числе и в семье Рафиковых.
Именно про семейные и национальные традиции рассказывали Рафиковы на Межрегиональном фестивале-конкурсе национальных культур финно-угорских народов «Мынам семьяе – юн борддоре» («Моя семья – моя крепость»), который прошёл в Татышлинском районе. Конкурс организован в рамках нацпроекта «Культура», всего в нём три номинации: «Ремесло», «Традиции», «Творчество». В своей номинации чернушинская семья заняла первое место!
Педагогическая династия
Рафиковы подготовили презентацию о семейной династии учителей, общий стаж которых 177 лет! Нарисовали семейное дерево, где разместились 7 поколений по материнской линии. У главы семьи Дениса Рафикова по отцовской линии связь прервалась в годы Великой Отечественной войны.
– Прадед мой был конюхом в колхозе, – рассказал Денис. – Когда приехали из военкомата забирать для фронта колхозных лошадей, очень переживал, что за ними будет плохой уход в дороге, и согласился их сопровождать. Да так и пропал, не вернувшись домой. И уже некому рассказать, кто были его родители, деды и прадеды.
Изучая родословную, Рафиковы дошли до 7-го поколения. Первые упоминания касаются пра-пра-прадеда Гильманши, поселившегося в д. Калмияр Татышлинского района в конце позапрошлого века. У него было 4 сына: Гибадулла, Гильмуран, Мардок и Шарип.
Гильмуран – пра-прадед Валентины. Его брат Мардок стал основателем учительской династии. Он родился 22 января 1922 года в деревне Калмияр Татышлинского района, окончил Краснокамское педагогическое училище и до марта 1942 года работал учителем начальных классов, после чего ушёл на фронт. Участвовал в боевых действиях и был награждён медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда» и орденом «Красной звезды». После войны работал учителем начальных классов Кальмияровской восьмилетней школы. Его педагогический стаж - 37 лет.
Младший брат Шарип тоже был учителем. В Великую Отечественную воевал на втором Белорусском фронте, был награжден орденом Отечественной войны 2 степени. После войны окончил Сарапульский государственный учительский институт и работал учителем математики в деревнях Калмияр, Петропавловка, Балтач, Кызылъяр и Бигиней. В Калмияровской школе был ещё и директором. Педагогический стаж - 35 лет.
Прадедушка Валентины – Гильмуранов Гильмай Гильмуранович, участник Великой Отечественной войны. Воспитал пятерых дочерей, одна из которых выбрала профессию педагога. Фания 11 лет работала учителем технологии в городе Реж Свердловской области. У её сестры Федосии тоже родилось 5 девочек, трое из которых стали педагогами. Это мама Валентины – Антонида, 26 лет отработавшая учителем начальных классов в Бигинеевской школе Татышлинского района.
Две её сестры – воспитатели детского сада. Старшая работала в городе Инта (25 лет педагогического стажа), младшая семнадцатый год работает в Нефтекамске.
И ещё 26 лет педагогического стажа внесли в общую копилку сами Денис и Валентина. Денис – учитель технологии в коррекционной школе. Столярное дело здесь – любимый предмет у мальчишек 5-9 классов. Очень интересно не просто гвоздь забить или доску отпилить, а самому сделать указку или плечики, скворечник или разделочную доску, да ещё и узор на неё нанести. И особенно круто поработать на токарном станке.
Валентина – воспитатель детского сада №15. А начинала учителем начальных классов в Трушниковской средней школе. Так и набралось у династии 177 лет.
Сегодня и у дочерей Дениса и Валентины «Школа» – любимая игра. Настя учит младшую сестру, а когда сама садится делать домашнее задание, Инна из прилежной ученицы превращается в строгого учителя, и уже сама учит своих кукол.
Традиции и обычаи удмуртского народа
В семье Рафиковых гордятся своими предками. Глубоко уважают и чтят традиции и обряды своего народа. А изучают их во время поездок в деревню к родителям. В д. Утар-Елга Татышлинского района живут родители Дениса Иван и Алёна, а в соседнем Бигинеево – родители Валентины Фларид и Антонида. Те и другие дома говорят на родном языке, так что внучка Настя говорит по-удмуртски, а четырёхлетняя Инна пока не говорит, но уже многое понимает.
В деревню семья ездит почти каждые выходные и обязательно на праздники.
– В Вербное воскресенье (Верва кисьтыр) с веточками душистой вербы и песнями об этом дне проходим по деревенским улицам, – рассказывает Валентина. – Ну, а Пасха для нашей семьи особенный праздник. В Быдзым нунал к нам приходит Тодьы-тушо бабай, приносит разрисованные разными необычными узорами яйца.
По сути, это начало нового земледельческого года, совпадающее по срокам с православной Пасхой. В этот день изгоняют Шайтана, чтобы не испортил праздника. На стол ставят свежеиспечённый каравай хлеба, миску с крашеными яйцами, солонку с солью, табани, гусиную кашу, пресные лепёшки и другие блюда.
– Один из самых любимых праздников наших девочек – «Чожы сиён», – продолжает Валентина. – Обряд, который проводят удмурты в период отёла коров в доме, где родился телёнок, угощая блюдами из молозива.
Какой же приятный запах стоит на кухне в этот день! Румяненькие, красивенькие блинчики, табани, курегпуз зыретэн. Наши доченьки с удовольствием помогают нам готовить свои солнышки – перепечи и шанежки. Совсем недавно прошёл ещё один из немаловажных для нас обрядов – Зазег ышкон. Тогда ощипывают гусей, на коромыслах несут мыть на речку. Готовят гусиную кашу и собираются за столом всей огромной семьёй.
В родительском доме хранятся народные костюмы, монисто из старинных серебряных монет. Их передают из поколения в поколение. Готовятся удмуртские блюда и напитки. Перепечи – открытые шанежки, мясные пельмени – удмуртское блюдо «пельнянь» (пель -уши, нянь -хлеб), кыстыбей – пресная лепёшка с кашей, сюкась – хлебный или свёкольный квас.
Рафиковы активно участвуют в жизни Чернушинского общественного национального центра удмуртов, выступают в составе ансамбля «Эшъес». Валентина участвует в мастер-классах, танцевальных конкурсах, учит танцам детишек.
– Мой источник вдохновения – моя семья, – делится Валентина. – Именно мои близкие дают мне энергию и силу для воплощения планов.
Калык ужаку ужа, калык юмшаку юмша
«Народ работает – и ты работай, народ гуляет – и ты гуляй», – гласит удмуртская пословица. Традиции и обычаи – это не только праздники и обряды.
Труд в семье - едва ли не самое главное. «Восходящее солнце не должно заставать тебя в постели», – говорит другая пословица. Так и живут родители Дениса. Работают в колхозе, а дома держат коров, телят, свиней, овечек, гусей, уток и кур. А ещё у отца единственная на селе лошадь и жеребёнок. Когда соседи стали продавать лошадей и покупать мотоблоки, он твёрдо решил – лошадь не продам. И сейчас зимой запрягает её в сани и едет в магазин, а осенью, когда начинается слякоть, верхом пасёт коров. Такой «контактный зоопарк» очень нравится внучкам, и они с удовольствием проводят в деревне всё лето. Старшую дед в этом году усаживал верхом на лошадь, а бабушка научила доить корову. У младшей любимое занятие – кормить кур, рассыпая по двору зерно, задавать сено телятам.
А в двух километрах, в соседнем селе, живут родители Валентины. И пока папа ездит в райцентр, где работает водителем, мама ухаживает за поросятами, овцами, гусями, индюками. Так и проходит лето, когда Валентина и Денис помогают тем и другим родителям ухаживать за домашними животными, готовить сено и дрова на зиму, ремонтировать хозяйственные постройки. Денис построил в одной из усадеб детский домик, песочницу и качели. Теперь все деревенские и приезжие дети дошкольного возраста приходят туда поиграть. Лишь в конце отпуска после заготовки сена получается всей большой семьёй выбраться в Караидель искупаться и отдохнуть на берегу водохранилища, пожарить шашлыки, пообщаться и попеть песни.
А началась семья Дениса и Валентины тоже с древнего обряда: когда жених понарошку украл любимую девушку из соседнего села и привёл в родительский дом. Уже потом поехали с родными и друзьями к родителям невесты свататься и платить калым в национальной одежде, соблюдая обычай. Регистрация и свадьба с белым платьем невесты и современным костюмом жениха состоялась только через год. С тех пор и живёт счастливо эта удмуртская семья, сохраняя народные традиции и передавая их детям.
Дмитрий Махонин, губернатор Пермского края: – Всех нас объединяет родная земля – Прикамье, наша большая страна – Россия, общее великое прошлое и желание создавать будущее для наших детей. Только в Пермском крае живут вместе более 120 национальностей. И пока в одной части региона говорят: «Бур лун!», в другой отвечают: «Исәнмесез!». Мы говорим на разных языках, но понимаем друг друга с полуслова. Ведь у нас — общие ценности. Мы одинаково любим семью, дом, своё дело и нашу Родину. Каждый день вместе мы помогаем тем, кто сегодня защищает нашу страну. День народного единства объединяет всех, кто гордится своей Родиной, бережно хранит великое историческое наследие, чтит память предков. Сплочённость, патриотизм, взаимная поддержка помогут нам стать сильнее. Каждый, кто трудится на благо своей семьи, города, региона, вносит вклад в развитие и процветание всей страны.