65.jpg

Мы возим знания

Преподаватель «Кванториума» -  об образовании, современных детях и новых технологиях

Словно фуры из новогодней рекламы, по России разъезжают яркие микроавтобусы с прицепами. В них возят высокотехнологичное оборудование и новые знания, точнее, тех, кто эти знания преподает. Приезжал такой технопарк и в Чернушку. Две недели в гимназии наши школьники изучали науки будущего (об этом в «Маяке Приуралья» от 8 октября).

Передвижной «Кванториум» - это возможность для школьников из глубинки полюбить технические и прикладные науки, узнать много нового и создать свой амбициозный проект. Но как понять, что это будет за проект, и как можно освоить 3D-печать, управление дронами или 3D-моделирование? Как вообще выбрать одно из 4-х направлений-квантумов, ведь так хочется попробовать всё: IT и VR, 3D-моделирование, аэро, хайтэк? С одним из педагогов «Кванториума» побеседовала наш корреспондент Анна Софьина. Иван Беликов, преподаватель направления хайтек, охотно рассказал о своей работе и о себе.

Здравствуйте, Иван! Вы уже посетили многие территории нашего края, в прошлом году побывали в Нытве, Осе и Кудымкаре, а этой осенью выбрали южное направление - Барда, Куеда, Чернушка. Отличаются ли дети на разных территориях и как вам наши чернушинские ребята?

- В целом дети похожи, но это всегда индивидуально.  Да, большинство школьников в отдалённых территориях подпадает под статистику - они мало что знают о современных технологиях, но есть и те, кто уже очень хорошо разбирается, кто-то сразу включается в процесс, а кто-то до последнего не может определиться с направлением.

А лично для вас какие дети интереснее? Те, кто уже готов и с горящими глазами рвется изучить больше, или те, кто ещё не определился или не знает, чего хочет от жизни?

- На самом деле мне интересны все дети, потому что найти подход можно к любому, просто у каждого свой выбор направления, своё видение будущего. Но чуть больше хочется работать с теми, кто ещё ничего не знает и не выбрал. Ведь это возможность дать им понять, что мир разнообразен, столько всего интересного в нём, они многого ещё не знают и не видели. Для меня, как для педагога, это гораздо более интересный момент.

Как вы заинтересовываете учёбой таких ребят?

- Большинство людей живут по простому алгоритму: учеба в школе для них - это просто этап, который нужно пройти. Кто-то считает, что особого выбора в будущем у него нет: впереди обычная скучная работа до пенсии. По своему опыту я прекрасно знаю, что выбора вообще в любой сфере жизни гораздо больше, чем нам изначально кажется. Поэтому стараюсь на практических примерах показать это детям. Это и мой личный опыт, и опыт других людей из моего окружения, и опыт каких-то глобальных исторических личностей. И самое приятное для меня - когда кто-то из учеников приходит к неожиданному решению и вскрикивает, как в «Уральских пельменях»: «А что, так можно было?!» И дальше уже, главное, этот интерес в детях не остудить, а подогреть.

«Кванториум» - это целая сеть технопарков по всей стране. Делитесь ли Вы опытом с коллегами из других городов?

- Да, недавно мне представилась такая возможность. Этим летом я познакомился с нижегородскими ребятами, у нас есть общий чат, где мы все общаемся, поддерживаем друг друга, делимся информацией. Знакомимся и общаемся также и в рамках конкурсов, которые проводят постоянно не только среди «Кванториумов», а вообще по России и за границей.

А какая у вас корпоративная атмосфера? Вы создаете общую концепцию, вам важно сотрудничество или есть какая-то конкуренция между квантумами и более «индивидуальная» работа?

- Конечно же нет, наша задача, чтобы дети вообще пришли к нам. Мы поддерживаем их, направляем, но они самостоятельно выбирают, что интересно им. Для нас важно удержать их внимание, чтобы они прошли и завершили программу. То есть вне зависимости от того, какой план выбран, они всё равно получат профильное образование. Захотят - пройдут ещё что-то.

По завершении программы ученики должны показать, как они усвоили то, что вы им преподавали. Результат обучения - это проекты, которые ребята защищают и затем пытаются реализовать в конце учебного года. Для вас, как для преподавателя, важно, чтобы дети хорошо себя показали в финале обучения или важен просто процесс?

- В целом мы как раз и движемся к тому, чтобы был конкретный результат. Это не просто обучение прикладному мастерству, проектной деятельности, поиску целевой аудитории, привлечению инвестиций, важно, чтобы ученики понимали, для чего всё это, и увидели реальный результат своего труда.

Можете назвать какие-то примеры успешных проектов?

- Да,  к примеру, в Осе одна из групп выбрала проект по улучшению жизнедеятельности города. У них есть зеленая территория на правом берегу Камы, и она оборудована лишь пешеходными тропами. Мест для отдыха, даже банальных скамеек, там нет. Дети захотели это изменить, чтобы там появились сцена для проведения мероприятий, скамейки, освещение, арт-объекты, то есть они создали готовый проект для благоустройства территории.

Вы говорили, что у вас большой опыт в разных сферах, вы не раз меняли профессию. Однако люди, так сказать, «старой закалки» считают, что если человек постоянно меняет места работы и профессии, то он сам ещё не состоялся как личность. Может ли такой человек научить ребёнка и направить на верный путь? Вам такой разнообразный опыт помогает или мешает преподавать?

- Конечно же помогает! Я понимаю, что большинство мнений людей, будь то даже какие-то профессионалы, - это какие-то шаблонные суждения. Стандартные цепочки взаимодействий человека с миром складываются в какое-то определенное суждение. Проще говоря: сколько людей, столько и мнений. Лично я считаю, что, если сам что-то не попробовал - как учить? Я пришел к преподаванию хайтека, потому что сам поработал с материалами изнутри. Можно учить теорию, а можно пойти в столярную мастерскую, на завод, я так и сделал и благодаря этому понял, что из чего делается. И могу теперь на живых примерах объяснить. Это всегда интереснее заученных фраз из учебника.

А теперь другая сторона: что вы скажете молодежи, которая считает, что добиться успеха можно просто так, без всякого образования? У ребят же есть лидеры мнений - любимые блогеры в ТикТоке или на YouTube. Большинство из юных миллионеров даже 11 классов не окончили, и этот опыт они транслируют в массы. Зачем образование, если можно стать блогером или киберспортсменом?

- Смотря какое образование. В зависимости от целей, которые выставляет себе конкретный человек, нужно уметь составить правильный план действий для их достижения. Желаний очень много у всех, но на лекциях я показываю детям, что вне зависимости от того, куда вы стремитесь и что вы будете делать, трудиться всё равно придётся, всегда нужны навыки и знания. Даже взять этот же ТикТок. Поснимать на телефон все могут, а успеха добиваются единицы. Учеба дает набор инструментов, готовит к тому, что иногда будут трудности. И даже если кажется, что впереди стена, если идти в лоб - просто упрешься. Я же показываю, что знания позволяют найти несколько решений: подрыть тоннель, построить лестницу и перелезть или просто пойти длинным путем и обойти эту «стену». Образование позволяет человеку мыслить шире.

Дети - наше будущее, и самый важный вопрос для родителей: какое это будущее? Принято считать, что современным школьникам ничего не интересно, им бы «позалипать» в телефоне. А какие они - дети, которых видите вы? И какое оно - наше будущее?

- Если не уметь заинтересовать детей, то все кажутся бездельниками. Лично я вижу, что уже после 2-3 уроков даже те дети, которые ничего не хотели, начинают активно работать, что-то спрашивают, появляется блеск в глазах. Они понимают, что могут сделать что-то важное. А если ты делаешь что-то важное, ты полезен и нужен обществу - тут уже и проявить себя хочется и достичь большего. Так что с будущим у нас всё в порядке, как и с детьми.

 

 

Сетевое издание "PRESS URALS" (Пресс - Уралье) Главный редактор – Шанчуров Е.Н. Электронный адрес редакции Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Учредитель Муниципальное автономное учреждение Информационный центр "Пресс-Уралье" Регистрирующий орган Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер реестровой записи Роскомнадзора серии ЭЛ № ФС 77 – 74952. Дата регистрации 01.02.2019. Информационная продукция 16+