0021454.jpg

На две ладошки

Увидеть необычное в привычном

С бразильского приветствия – хлопка по плечу, македонского – прикосновения локтями - и российского рукопожатия начала свое конкурсное занятие Лидия Валинурова. Она единственный классный руководитель в социально-педагогической номинации. Учительница из Трушников решила потягаться на конкурсе с городскими специалистами: психологами и логопедом.

Доброжелательно и энергично, уверенно и деловито начинает она классный час для шестиклассников пятой школы. Опытного педагога не может сбить с толку ни чужой кабинет, ни краткое знакомство с детьми, ни присутствие конкурсной комиссии и журналистов. И ребята, чувствуя эту внутреннюю силу, сразу включаются в работу. Тон занятию задают трогательные отрывки из мультиков о дружбе и выручке.

- Так что же такое коллектив? – педагог не получает быстрых, стройных ответов школьников. Зато вопрос заставляет задуматься. Работая небольшими группами, ребята ищут подсказки в притчах, и постепенно многозначное понятие обретает конкретику. С первого подхода ребята выдают: сплочённость, дружба и понимание. Второе задание погружает команды в работу со словарями и фломастерами, они должны в эмблемах отразить понятия взаимопомощь, честность, равенство. И в классе начинается обсуждение решений, слышны споры и шутки – всё то, что ценно в командной работе.

Пока Анна и Герман ищут и зачитывают смысл слова «равенство» из словаря, Вика генерирует идеи, как значение можно выразить графически, а Кира с Варварой уже снимают колпачки с фломастеров и выводят контур весов. В коллективной работе всем находится дело, скучать некогда.

- Давай, герой, придумывай девиз, - мотивирует Вика единственного в команде мальчика.

И Герман даёт - на плакате появляется девиз: «Мы все равны». Анна напоминает о времени, ещё минута - и плакат отправляется на доску.

Все команды справились с заданиями. Напоследок педагог предлагает оценить занятие ладошками. Если  классный час понравился - двумя руками хлопнуть по ладоням учителя. Если было неинтересно, то задеть только одну. Но ребята с удовольствием хлопают на прощание в обе раскрытые ладони педагога из Трушников.

- Мы просто дружим в классе и не задумываемся о том, что это такое на самом деле, а сегодня мы больше узнали о коллективе,  -  говорит на перемене Павел Швецов.

У себя в школе Лидия Геннадьевна не только классный руководитель и учитель ИЗО деятельности, но по совместительству социальный педагог и руководитель школьной службы примирения - учит школьников ладить друг с другом.

- Классный час не менее важен, чем любой школьный предмет. Он учит общению и добру,  - уверена она. - Методики, формы проведения и темы  классных часов очень разнообразны, но все несут  нравственную нагрузку.

Бесконфликтное общение, сплочение коллектива и освоение нравственных норм – основное содержание авторской программы Лидии Валинуровой «Доброе сердце». Педагог уже апробировала её со своими выпускниками, которые «стартанули» во взрослую жизнь с неплохим багажом социальных навыков. Элементы своей программы она и представила на суд жюри конкурса.

 

Логопед детсада №8 Наталья Мелех - тоже участник номинации «Социально-педагогическая». Её занятие с воспитанниками седьмого детского сада, который, как и пятая школа, является площадкой нынешнего конкурса, начинается с полезной разминки. Наталья Михайловна работает логопедом всего полтора года, но у неё уже есть свои наработки. На суд жюри она представила занятие по закреплению в речи дошкольников пространственных предлогов и наречий с использованием лего-конструирования - «Лего-лого-батл».

- Участие в конкурсе стало для меня новым стимулом.  Во время подготовки пришли мысли, как ещё можно использовать лего-конструирование, какие ещё игры можно придумывать, - признаётся педагог.

Ребята складывают башенку из разноцветных деталей и объясняют, где находится «кирпич» относительно других - слева, справа, сверху, внизу, «над» или «под». Всего шесть цветных блоков конструктора «Лего» становятся пособием для множества логопедических игр, с помощью которых развиваются внимание, память, мышление, творческие способности, мелкая моторика, а значит, и речь. 

- Подуйте на жёлтый «кирпичик»! - командует Наталья Михайловна, и ребята старательно дуют. Это упражнение называется «Морской бой», так в форме игры формируется правильный речевой выдох. За время занятия дети участвуют ещё в нескольких играх, педагог задействует все органы восприятия и использует разные виды деятельности - двигательную, мыслительную, творческую, чтобы закрепить в речи сложные для дошкольников  пространственные предлоги и наречия.

После занятия Наталья Мелех проводит самоанализ, разбирает свой урок перед жюри конкурса, которое, в свою очередь, оценивает участников по нескольким критериям: знания и способность ориентироваться в своём предмете, умение заинтересовать детей, новаторство и достижение поставленной цели урока. 

- Это занятие получилось интересным, - говорит член жюри в номинации «Социально-педагогическая» Нелли Мансурова. - Направление нужное, у дошкольников с речевыми нарушениями трудно формируется пространственное представление. Чтобы добиться этой цели, нужно очень много работать с детьми в разных видах деятельности. Педагог добилась поставленной цели, а детям явно было интересно.

 

 

Сетевое издание "PRESS URALS" (Пресс - Уралье) Главный редактор – Шанчуров Е.Н. Учредитель Муниципальное автономное учреждение Информационный центр "Пресс-Уралье" Регистрирующий орган Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер реестровой записи Роскомнадзора серии ЭЛ № ФС 77 – 74952. Дата регистрации 01.02.2019. Информационная продукция 16+