Не бойся: это учения!
Если завтра авария. Как сработают экстренные службы
– Чернушка - восемьдесят шестому: около Ульяновки – авария, много пострадавших! – доносится из рации. Это диспетчер передаёт информацию экстренным службам.
На прошлой неделе они отрабатывали практические навыки, необходимые при ликвидации последствий ДТП. В масштабных учениях были задействованы спасатели, полицейские, специалисты отдела ГО и ЧС администрации округа, работники скорой медицинской помощи.
По легенде учений на дороге на Ульяновку лоб в лоб столкнулись вахтовый автобус и КамАЗ с цистерной. Транспортные средства перевернулись, а из цистерны вылилось топливо (приблизительно 2 из 12 тонн).
Первыми на место ЧП прибывают спасатели и незамедлительно приступили к ликвидации последствий: эвакуируют раненых, оказывают им доврачебную помощь и передают подъехавшей скорой.
Хотя воспламенения топлива не произошло, угроза пожара сохраняется. Для его предотвращения пожарные расчёты залили место аварии пеной.
Одновременно оповещают и собирают членов отдела ГО и ЧС администрации округа. Об обстановке координатор докладывает онлайн - через планшет.
Начальник 86-ПЧ Илья Фёдоров (как самый опытный в чрезвычайных ситуациях руководитель) берёт командование на себя и согласует взаимодействие экстренных служб, выстраивая алгоритм их действий:
- Мы должны обеспечить доставку в больницу тяжелых пострадавших в кратчайшее время и приступить к ликвидации последствий аварии.
Бригада скорой помощи осматривает пострадавших. По условиям учений в аварии пострадали 13 человек, детей среди них нет, оба водителя и еще два пассажира автобуса скончались на месте. Среди пассажиров автобуса есть те, кто находится в тяжёлом состоянии: переломы, кровотечения, черепно-мозговые травмы, повреждения внутренних органов.
Новые вводные о резком ухудшении состояния двух пострадавших поступают во время погрузки раненых. Нужна еще одна скорая. Состояние трёх условно «легкораненых» не вызывает опасений, но их по инструкции тоже доставят в больницу.
- Оказание медицинской помощи такому большому числу пострадавших и их сортировка - очень сложная задача. Спасатели действовали грамотно при эвакуации пассажиров, заблокированных в салоне автобуса, - даёт оценку действий спецслужб Игорь Ощепков, руководитель оперативной группы отдела ГО и ЧС администрации Чернушинского округа.
Лёгкий мандраж от всего происходящего передаётся и мне: это неудивительно, я на таких учениях впервые и окунаюсь в ситуацию с головой. Как себя вести, где можно стоять, какую информацию записывать и что снимать, непонятно. Отовсюду доносится шум раций, мелькают пожарные, ищет полиция…
«Не бойся: это учения!» - мысленно успокаиваю я себя. Моя коллега, телеведущая Юлия Власова, спокойна, ей не раз довелось бывать в таких «катастрофах», она и сама может координировать действия служб.
В компетенции прибывшего полицейского патруля выявление причин и всех обстоятельств ДТП, а также опрос свидетелей, установка ограждения и организация реверсивного движения на дороге, где образовалась километровая пробка. Инспекторы устанавливают организации, которым принадлежат транспортные средства, а также личности пострадавших и ищут их родственников. «Свидетелями» аварии стали и мы, журналисты.
- Ехала в Брод, машины уже лежали на боку за обочиной дороги, момент аварии не видела! - Юлия Власова на ходу придумывает свою легенду, которая в итоге мало чем поможет следствию.
Следующий этап – ликвидация последствий. За погибшими в таких случаях должны приехать родственники или представители ритуальной службы, за транспортировку пострадавшего транспорта отвечают руководители предприятий, где трудятся водители, а разлив горюче-смазочных материалов ликвидирует спецтехника коммунальщиков.
Отработка части действий происходит формально - только на словах, что меня крайне удивило. На самом деле машины «Стикса», кран, экскаватор в учениях участвовали «пассивно», постаивая рядком и укрывая своих водителей от солнцепёка. Спецтранспорт на место прибыл заранее, в режиме «реального времени» его не вызывали.
Оказывается, что автобус, имитирующий одно из пострадавших транспортных средств, шесть лет назад ещё новеньким попал в аварию на повороте Куеда - Большая Уса. Это место знаменито в среде автомобилистов своей высокой аварийностью, там даже планируется организовать круговое движение. Об этом нам рассказал «оживший» водитель ГАЗа Александр Воронов, который тут же вносит рацпредложение для следующих учений:
- Можно было списанные автобус и цистерну перевернуть по-настоящему, тогда бы смогли проверить аварийно-спасательную технику в действии.
- Главное в таких учениях – согласованность между экстренными службами, - парируют его предложение представители этих самых аварийных служб.
Не на словах, а на деле проверить взаимодействие пришлось тем же вечером - на пожаре в Старой Чернушке.
Насколько слаженно и правильно сработали службы во время учений, пока неизвестно. Отчет по итогам будет готов через 10 дней, после детальной оценки специалистов краевого МЧС.