Не стройте баррикад!
Об учителе первой школы
С чем у вас ассоциируются мандарины? А у меня - с конкурсом «Учитель года». Несколько лет назад этот узелок в моей памяти завязала учитель первой школы Юлия Краснопёрова. Конкурсное испытание - классный час на тему «Уверенность в себе» - Юлия Михайловна начала с... высадки семян, которые вручила каждому ученику. После того, как семена были высажены и заботливо политы, завязался диалог - ребята рассказывали о своих лучших качествах, о том, что удаётся и над чем ещё надо поработать. А в конце занятия каждый получил мандарин - яркий, остро пахнущий счастьем и Новым годом.
- Из мандариновых семечек обязательно вырастет мандарин, а из вас, благодаря вашим качествам и уверенности в своих силах, - счастливые и сильные люди, - заключила Юлия Михайловна.
И то ли мандарины подняли настроение, то ли слова педагога затронули что-то в душе каждого, но дети выходили с этого занятия притихшие и, улыбаясь, светлели лицами.
Такие же ответные улыбки, дружеская атмосфера и внимательная тишина - на уроках Юлии Краснопёровой и сейчас.
Обломов,
ты в он-лайне?
- Я, как родитель Обломова, мог бы сказать, что воспитал сына не очень хорошо. Делать он ничего не хочет, никакой ответственности! Только бы на диване лежать! - заявляет десятиклассник. Учитель разделила класс на группы, и у каждой из них задание - рассказать об Обломове с точки зрения друзей, родителей, гостей, слуг.
- Ну да, у него пыль везде, зато человек хороший, не вредный, - поддакивает «родителю» «старый слуга». Сначала ребята тихонько хихикают, но затем включаются в процесс и выступают уже всерьёз. Сами не замечая, как невозможно далёкий литературный персонаж превращается в современника, чуть ли не ровесника.
- У Юлии Михайловны всегда очень интересно на уроках, - говорит ученица 10-го класса Диана Шуфаева. - Она всегда придумывает что-то неожиданное. И как-то так получается, что и книгу прочитать хочется, и герои не такие уж непонятные. Обычные люди, хоть и «жили миллион лет назад».
Разобрав «обычного человека Обломова», 10-й класс получает домашнее задание: описать его на странице в ВКонтакте.
- Я создала эту страницу заранее. Теперь Обломов у меня в друзьях, - смеётся Юлия Михайловна. - А ребята дополнят его описание, и для них это будет более интересное задание, чем, скажем, составлять таблицы. Я считаю, что моя задача не только дать знания по предмету, но и заинтересовать, приучить к чтению, показать, что литература - это целый мир, где есть ответы на все вопросы. Если ребёнок читает, за него уже не страшно. Он вырастет настоящим человеком, научится сочувствовать и видеть прекрасное.
По одну сторону с детьми
Быть учителем Юля решила в 9 классе. Тогда русский язык и литературу у них стала преподавать Вера Егоровна Ижгузина. И «влюбила» ребят в предмет.
- Меня очень отговаривала мама, - вспоминает Юлия Михайловна. - «Это тетради, нервы, зачем это тебе нужно?» - говорила она. Но маму я не послушалась, потому что знала - это моё!
После школы Юлия подала документы в пединститут, училась в нём с удовольствием, окончив, тут же пришла в родную первую. Уже как учитель.
- В первое время меня ждало разочарование. Я вдруг поняла, что оказалась «по другую сторону баррикад». А мне хотелось быть с учениками, с детьми, - признаётся учитель. И вот уже почти 20 лет Юлия Краснопёрова стремится, чтобы этих «баррикад» не было. Чтобы ученики были если не друзьями, то соратниками.
- Друзьями они становятся потом. Когда с ними пуд соли съешь. Так было с моим выпуском-2018. Это был читающий класс, мы много обсуждали, спорили. Эти ребята многому меня научили. Благодаря им я открыла для себя Стругацких, например. Просто однажды дети спросили: А вы читали «Пикник на обочине»?
Именно эти выпускники, о которых с таким теплом и грустью рассказывает Юлия Михайловна, в прошлом году номинировали своего учителя на звание «Народный педагог».
- Совершенный педагог. Какой он? Это тот, к которому ребята с восторгом бегут на занятия, внимательно слушают и выполняют все задания и не торопятся уходить после урока. Но и это ещё не всё. Идеальным педагогом является тот, в чьих глазах можно увидеть любовь к своему предмету, тот, кто понимает и уважает своих учеников. И именно такая, трудолюбивая, неравнодушная и активная, наша Юлия Михайловна! - писали выпускники в своём письме в редакцию. - Это невероятно талантливый человек, с которым можно без устали разговаривать о литературе и правилах русского языка, искусстве и истории, вышивке и моде. Но самое главное - каждый из ребят может обратиться к ней за помощью и получить совет, поддержку.
И лучше всяких слов была фотография, которую прислали ребята: обступив со всех сторон учителя, советуясь, внимая, слушая и споря, они, ученики, были по одну сторону с учителем. СОтрудничество, СОтворчество, диалог - и никаких баррикад.