14499.jpg

Не забыть бы имя свое (продолжение)

Раздумья о прожитом. С опорой на  факты истории

«Чем жить, как жить?»

 С 1989 года начался новый отсчет истории страны. Горбачев с Ельциным втянулись в междоусобицу. Народу вбрасывались шоковые эксперименты. А в августе 1991 года произошли события, повернувшие курс страны на 180 градусов. Затрону лишь одну сторону многогранного разворота, пережитого селом. Разбалансировка власти привела к тому, что определенной частью «предприимчивых» людей призыв к свободе был принят за отмашку старта вседозволенности.

Руководители существовавших еще в районе колхозов и совхозов, в ущерб интересам района, повезли продукцию для реализации на сторону, в результате постепенно начали хиреть мясокомбинат,  комплексы по приемке зерна в ХПП, новый комбикормовый завод, межхозяйственное предприятие по откорму скота, производившее ранее более 30% мяса от районного уровня.

Сверху была  спущена установка по реорганизации колхозов и совхозов  в ООО. Одним из первых «пал» и был «растащен» конезавод. Можно бы как-то попытаться понять реформаторов, которых не устраивало слово «совхоз» (советское хозяйство), а что советское прилипло к названию колхоза – необъяснимо. Коллективное, общинное ведение хозяйства всегда было традиционно для крестьянства России. Зато во вновь образованных ООО свобода предпринимательства нередко стала подменяться вседозволенностью. Вспоминаю, как будучи депутатом  Земского  собрания получил наказ от избирателей по поводу  «потери» в двух хозяйствах сливочного масла в приличных объемах. Направил запрос в прокуратуру и получил ответ, что они не могут вмешиваться во внутреннюю деятельность предприятий. То есть, что хотите, то и воротите!? Справедливости ради, надо сказать, что «на многие тяжкие» руководители шли и для того, чтобы хозяйству выжить: торговали, меняли, доставали по бартеру... Но чаще просто растаскивали то, что еще от коллективных хозяйств  оставалось.             

«Перетягивание портфелей»

На памяти еще одно переустройство того времени. С присвоением Чернушке статуса города решением Верховного Совета РСФСР  была организована городская структура власти: городской  совет депутатов и горисполком с подчинением районным органам.

С годами надобность в городской власти как бы отпала, и по просьбе райсовета  тем же органом РСФСР она была упразднена. Районным структурам подчинялись сельские советы. На мой взгляд, данная форма организации управления была оптимальной.

Не совсем понятные перемены начались с принятием Государственной думой  «закона Козака». Земское собрание с администрацией - с одной стороны, с другой – Городская дума с мэром объявлялись самостоятельными субъектами власти.

Этим параграфом закона закладывалась мина разобщенности, несогласованности, перетягивания  портфелей. Все мы наблюдали это на примере нашего района. Советы депутатов, главы поселений также стали самостоятельными, хотя большинство их них финансово дотировались из районного бюджета. На них возлагалась ответственность за развитие культуры, спорта, служб ЖКХ, содержание библиотек.

Депутаты Земского  собрания того времени, в составе которого был и я, не могли оставаться безучастными к навалившимся  неожиданностям. Трудно было согласиться с ликвидацией части сельских советов. Краем предписывалось из двадцати одного оставить только девять. Сельские депутаты Драницын А.А., Бабиков Ю.А. и я в том числе доказывали, что ликвидация  может привести к оттоку сельских жителей. В итоге осталось четырнадцать сельских и одно городское поселение.

Депутатов, помнится, остро беспокоили процессы, происходящие в сельской отрасли. Запросили управление сельского хозяйства подготовить и доложить программу  развития сельскохозяйственного производства на перспективу. С программой выступил тогдашний начальник управления А.Черкасов. Планировалось завершить реформирование колхозов и совхозов, упор делался на развитие фермерства, частного сектора; основным источником доходов сельских жителей должны были стать… сбор ягод, трав, грибов. Ясно, что закипели страсти. Позиции, настроения у депутатов были действительно  разные. Представители бизнеса доказывали преимущества мелкотоварного производства, частного владения землей. Мы, сельские депутаты, допустить такого «революционного безумства» не могли.  Представители нефтяников за перепалкой наблюдали молча. В результате программа всё-таки была отправлена на переработку. Но программа программой, а маховик «революционных изменений» был запущен, потому что он касался не только нашего района.

Хоть и «городские»

мы теперь…

Теперь о перестройке, проходящей в настоящее время. Российскому народу досталось тяжелое наследие от лихих девяностых. Порушено было многое. Реальная действительность ставила вопрос о спасении экономики, усилении обороны, решении социальных задач. Для установлений утраченных позиций, хотя  бы до уровня последних лет Советского Союза, требовались огромные вложения, усилия народа, воля государства, политическое, экономическое, управленческое переустройство. Борис Ельцин к изменению обстановки,  я считаю, был не готов. К тому же продолжался отток материальных, финансовых капиталов за границу; вступление в ВТО позволило  западу  завалить  российский рынок товарами, чем отвлекало  Россию от развития своей экономики. В угоду европейской демократии свалилось новое административное  переустройство: области стали называться губерниями, районы – муниципалитетами. Что это дало,  трудно сказать,  разве только расходы на изготовление новых печатей, вывесок, гербовых бумаг.   

А страна уже была накануне дальнейшего раздробления. Данная ситуация требовала появления нового лидера. Таковым история выдвинула Путина В.В. С этого момента государство заявило и начало проводить курс на независимость, отстаивание своих интересов, укрепление вооруженных сил. Ускоренное развитие получил оборонный комплекс. Приняты меры по возвращению исторически русской территории Крыма, оказывается помощь Донбассу, Карабаху. Серьезным прорывом называются достигнутые успехи в сельском хозяйстве. Наверное, они есть. Организация огромных  сельскохозяйственных холдингов приносит плоды:  в них растет урожайность, продуктивность скота.

Никто не говорит, что изменений нет. Но вот только когда оглядываешься вокруг, здесь, на Чернушинской земле, глаза видят много заросших полей... Согласно масштабам земельных ресурсов наша страна  способна обеспечить продукцией не только свое население, но и  прокормить народы многих других стран, за счет этого пополнять и государственный бюджет, но вот только позаброшена она, земля-кормилица.

Сейчас в крае идет преобразование в округа. Мне до  сегодняшнего дня непонятно, зачем ликвидированы самые низовые органы власти, бывшие необходимыми в царское, советское и даже в постсоветское время. Можно согласиться, что затраты на содержание этих структур не всегда оправдывались отдачей;  претензии  к работе исходили и от населения. Но в этом случае правильнее было бы проведение реформы о повышении роли и ответственности глав поселений. Оправданным было бы некоторое сокращение штатов, в первую очередь бухгалтерского персонала, перевод этих специалистов в центр. Но чем же вызван отказ от такой единицы, как глава поселения? К главе всегда шли люди с проблемами, с вопросами, и тот,  плохо ли, хорошо ли, вынужден  был на них реагировать.

Механизмом оптимизации предусмотрены отделы на местах,  в которые может обращаться население, но что они решат, не имея никаких полномочий? Они функционируют только как передаточные, промежуточные структуры. И совсем непонятно, почему инициаторы отказались от проверенной временем формы представительства государственной власти через местных, сельских,  поселковых, городских депутатов, не требующих никаких  финансовых расходов.

Мой личный вывод: власть не приблизилась к людям, а еще более отдалилась. Приведу только один пример. Той зимой в ряде деревень случались по разным причинам перебои с электроснабжением. Ранее в этом случае выручал Чернушинский участок Чайковских электросетей. Надо отдать должное коллективу этого участка: он принимал  заявку,  оперативно устранял повреждения. В данное время функция приема заявок у них изъята и заведен другой порядок: звонить уже нужно в Свердловск, там дают московский номер телефона, а до тех попробуйте дозвониться. Выручает служба спасения. Спасибо, она пока в помощи не отказывает.

«Непонятки» нововведений коснулись сферы образования, культуры. Некоторые школы оказались с функциями филиалов без директора, хотя хозяйственные, управленческие обязанности все равно за кем-то закреплены. Разве может нормально работать школа с директором со стороны? В таком же примерно положении оказались Дома культуры, небольшие детские сады с малочисленными группами.

Принимаемые меры при рассмотрении их с математической, финансовой стороны объяснимы. Слабая  заселенность территориального пространства России, быстрое внедрение во всем мире современных коммуникационных технологий,  недостаток средств для решения возникших проблем вызывают потребности поиска пополнения бюджета страны, краев, областей, более целенаправленного, более точечного его использования. Но рассматривали ли реформаторы при запуске новаций социальную, духовную сторону, сохранение сельского народонаселения, наконец  – большой вопрос.

Яркий пример - ситуация в Тюю, описанная в газете «Маяк Приуралья»…. Не хотелось бы предсказывать, но эта оптимизация может привести к тому,  что через некоторое время в положении неперспективных населенных пунктов окажутся не отдаленные деревни, а уже бывшие центральные усадьбы.

…Вспоминается тридцатилетней давности поездка с председателем райисполкома Юрием Петровичем Тормосиным в облисполком на защиту плана поставки  государству молочной продукции. Наша задача состояла в том, чтобы больше продукции животноводства оставить в районе. Упирались мы долго, на что получили хлесткое заявление: «А кто Березники, Соликамск, закрепленные за вами,  кормить будет? Поезжайте в эти города, объясните рабочим. Ищите резервы у себя». Пришлось организовать закуп продукции животноводства  у населения. Поэтому вопрос «Кто народ кормить будет?» актуален и сейчас.

Вместе с различными «перестройками» стирается и историческая память народа, а молодежь  не знает о своих земляках элементарных вещей. К примеру, в период празднования столетия ВЛКСМ проводилась встреча с учащимися Бедряжинской школы, на которой зашел разговор о поколениях комсомольцев. Бедряжинский край богат на знаковые фамилии земляков, прославивших малую родину. В числе их Я.Ф.Паршаков из Бедряжа, награжденный орденом Ленина за установление Советской власти во время гражданской войны, И.М. Ильиных – первым в районе заслуживший высокое звание Героя Советского Союза, уроженец Кубов Н.Н.Фефелов, получивший высшее инженерное образование и всю жизнь, до 1995 года, проработавший в отряде космонавтов. История его жизнь просто уникальна.

Для детей и молодежи это уже незнакомые люди. Незнакомой становится для них и история своей малой родины. Оказалось, что мало кто помнит о том, что в округе существовали деревни Елань-Куба, Шуклино, Макарово…  Да почти ничего не знают.                                 

Размышляя обо всем этом, хотелось бы надеяться, что «завтра будет лучше, чем вчера». Но внутреннее беспокойство не уходит.  Мы начинаем терять историческую память, искаженно рассматривать содеянное народом в дореволюционное, советское время, не используем богатый положительный опыт, накопленный поколением дедов и отцов. Ошибаемся, но выводов из этого не делаем. Не потерять бы нам с этими реформами самих себя…

Николай Паршаков

Сетевое издание "PRESS URALS" (Пресс - Уралье) Главный редактор – Шанчуров Е.Н. Электронный адрес редакции Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Учредитель Муниципальное автономное учреждение Информационный центр "Пресс-Уралье" Регистрирующий орган Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер реестровой записи Роскомнадзора серии ЭЛ № ФС 77 – 74952. Дата регистрации 01.02.2019. Информационная продукция 16+