Открывая двери в вуз
Особенности нынешних госэкзаменов
Закончился период сдачи ЕГЭ. Нынче он был особенным. Экзамены несколько раз переносили. Тем, кто не планировал поступать в вуз, разрешили не сдавать ЕГЭ, выставив оценки в аттестат по итогам текущей успеваемости. В результате 33 выпускника из 200 на ЕГЭ не пошли. И это не только те, кто после 11 класса решил получать среднее специальное образование. Часть учащихся восприняла дистанционное обучение как каникулы и на пробном ЕГЭ получила баллы, не дающие шансов на поступление в вуз. К сдававшим ЕГЭ присоединились семь выпускников прошлых лет и студентов колледжа, желающих поступать в вуз.
Были приняты дополнительные меры безопасности: детей разделили по времени прихода на экзамен, организовали два входа, на каждом из которых медики измеряли входящим температуру, выдавали новые маски и перчатки. Обслуживающий персонал следил за соблюдением интервалов между учащимися на всём пути: от входа до аудитории. Только там ребят рассадили с учётом социальной дистанции и разрешили снять маски.
– В первую очередь учитывали интересы детей, – рассказала заместитель начальника Управления образования Ольга Бородина. – Поэтому маски были обязательны при процедуре регистрации: прохождении металлоискателя, заполнении необходимых документов, сверки по спискам.
Нынче педагоги советовали выпускникам готовиться в конкретный институт и отказаться от сдачи «лишних» предметов, чтобы увеличить шансы и возможность выбрать лучшие результаты. Вузы начали дистанционный приём документов сразу после выдачи аттестатов, чтобы потом лишь добавить полученные абитуриентом на ЕГЭ баллы. А аттестаты выдали, не дожидаясь результатов экзаменов. Тогда же отличникам вручили медали. Нынче их - 25 (в прошлом году было 16).
Иностранный язык - самый последний экзамен в нынешнем расписании. Уставшие ребята выходят на улицу. Общаются друг с другом. Кто-то мысленно ещё в аудитории, потому отрешённо смотрит под ноги. Кто-то возбуждённо обсуждает с одноклассниками пережитые моменты экзамена. Своих выпускников на крыльце гимназии встречает Елена Мелькова, классный руководитель 11Б школы №5. Она отдаёт сотовые телефоны, оставленные перед экзаменом на входе, расспрашивает, как прошёл экзамен.
– Из нашего класса ЕГЭ не сдавал только один выпускник, который сразу планировал поступать в колледж, а не в вуз, – говорит Елена Леонидовна. – К этим экзаменам ребята шли два года, а дистанционное обучение длилось два месяца и на решение ребят не повлияло. Но и на пользу не пошло. Как и перенос сроков сдачи, который добавил нервозности. В результате ЕГЭ выпали на самый жаркий период. К примеру, в день экзамена по обществознанию и химии стояла 35-градусная жара. При этом кондиционеров в аудиториях гимназии нет.
Выпускница пятой школы Софья Треногина планирует связать свою жизнь с изучением иностранных языков, а продолжить учёбу в Перми.
– Считаю, что неплохо сдала все экзамены. Они не показались мне сложными, так как готовилась к ним. Лично мне «дистанционка» не помешала. Не хватало только живого общения с одноклассниками, которое не может заменить монитор. Любовь к английскому языку мне привила мой педагог Альфия Альфертовна Кучумова. Она дала нам столько знаний, так интересно было её слушать! А теперь остаётся ждать результатов ЕГЭ и активно проводить оставшееся лето.
У её одноклассницы Василины Фефеловой планы амбициозные - поступление в Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова в Москве. Она сдавала русский язык, обществознание, иностранный язык.
– Наиболее трудным было обществознание. Предмет кажется лёгким, но требует крепких знаний, включает в себя и право, и экономику, и политику, и социальные отношения. Документы в вуз ещё не направляла, не зная результатов ЕГЭ, не видела в этом смысла. Проходные баллы на бюджет на гуманитарные факультеты высокие, поэтому в резерве - Российский государственный гуманитарный университет в Москве, Пермский государственный университет и Пермский педагогический. Родители переживали, ругали в день экзаменов, чтоб хорошо написала.
А Егор Антипин из школы №2 мечтал стать переводчиком, но дистанционное обучение его подвело. Режим самоизоляции Егор воспринял как продолжение каникул и с марта не смог заставить себя интенсивно и серьёзно заниматься. Шансы на поступление уменьшались с каждым очередным экзаменом. С последнего ЕГЭ по устному иностранному языку выпускник вышел с твердой уверенностью: пора приступать к плану «Б». Осенью - в армию, через три месяца - переход на контрактную службу, через год - поступление в военное училище.
– Разволновался до дрожи в ногах и не смог успокоиться. На экзамене одновременно отвечают сразу 3-4 человека, и это мешает сосредоточиться. Зато сейчас нужно не ждать результатов ЕГЭ, а тренироваться: бегать кроссы и готовиться в армию, - поделился Егор.
В минувшую пятницу, объявленную резервным днём, ЕГЭ сдали два наших выпускника, которые из-за жары, волнений и расстройства здоровья в день основного экзамена «досрочно покинули» аудитории на машине «скорой помощи.» Пятеро выпускников за ЕГЭ по математике набрали меньше минимального количество баллов. Итоговая оценка по математике в аттестате у них не изменится, но поступить в вуз на факультет, где требуется экзамен по математике, они нынче не смогут. И пересдача этого экзамена возможна только в следующем году.
– Дистанционное обучение явно привело к снижению результатов ЕГЭ, - считает Екатерина Галиева, классный руководитель выпускников школы №1.
- Некоторые ученики не отправляли домашнее задание. Но тот, кто был «заряжен» на поступление в вуз, с ЕГЭ справился. Наиболее трудным оказался экзамен по химии. Даже преподаватели оценили, что он на порядок сложнее прошлогоднего. В нашем классе его сдавали два человека, поступающие в медицинский университет. Есть желающие учиться в госуниверситете и политехе, семь из семнадцати выпускников планируют продолжить обучение в различных колледжах и не сдавали ЕГЭ. А местом учёбы наши выпускники выбрали в основном Пермь, - говорит Екатерина Викторовна.
Выпускница гимназии, медалистка Полина Мошкина рассматривает для поступления московские вузы: Международных экономических отношений, Международного права, Высшей школы экономики, Финансовый университет, Всероссийскую академию внешней торговли.
– Самым лёгким мне показалось обществознание, ведь всё, что попалось на экзамене, я знала. Самым трудным был английский язык. И этого я совсем не ожидала. Было много спорных моментов. Нынешняя «дистанционка» мешала, ведь для любого одиннадцатиклассника важно сосредоточиться на предметах, которые он сдает, а приходилось делать задания и по другим предметам. При дистанционном обучении на это уходит больше времени. Сначала занималась с репетиторами, но затем перешла исключительно на подготовку на онлайн-курсах. Тем, кто будет сдавать ЕГЭ в следующем году, советую начать подготовку как можно раньше (особенно, если они сдают профильную математику, английский), найти компетентных преподавателей, которые разбираются в критериях и требованиях ЕГЭ, много, упорно и долго работать на результат и безоговорочно верить в себя и свой успех.
Экзамены во все времена были серьёзным испытанием. Нынче - тем более. В нашем сегодняшнем опросе советы от тех, кто пережил ЕГЭ, - выпускников и их родителей.
Вера Головкова, мама выпускницы:
- Трудно давать советы, когда от тебя ничего не зависит. Учителя делали всё, что могли, даже выходили на работу во время отпуска. Но все решения принимают на другом уровне. Очень жаль, что выпал период подготовки к экзаменам, ведь «дистанционку» с очными занятиями не сравнить. Можно было организовать для выпускников уроки, пусть с соблюдением санитарных норм, ведь на экзамен их всё равно вместе собрали. Из-за неопределённости с датой экзаменов «промурыжили» ребят, а в итоге им пришлось сдавать ЕГЭ в самое пекло. А можно было в Чернушке проводить экзамен в обычные сроки. К примеру, в мае у нас как раз не было заболеваемости. Или другой вариант - совсем отменить ЕГЭ, как в девятых классах.
Даниил Кириллов, выпускник:
- Дистанционная подготовка к экзамену, конечно, не лучший вариант... Что делать? Набраться терпения, поставить цель и понять, что ЕГЭ сдаёшь для себя, а не для мамы с папой, и больше заниматься самостоятельно. В жаркой аудитории, хоть и было очень душно, постарался сосредоточиться на экзаменационном задании и не обращать внимания на дискомфорт.
Олеся Кириллова, мама выпускника:
- Это экзамен, а не конец света. Надо просто сохранять спокойствие. Тяжёлым испытанием была неизвестность: перенос сроков, боялись, что сын «перегорит». Но пережили экзамены спокойно, со старшим волнений было даже больше.
Мария Закирова, бабушка выпускника:
- Доверять детям надо больше. Они ещё ничего не сделали, а уже под подозрением, их же с порога школы «шмонают»! Если бы не необходимость сидеть под камерами, разместили бы выпускников не в одной гимназии, а в разных школах, чтоб такой «душегубки» не было. Или хотя бы оборудовать экзаменационные аудитории кондиционерами. На видеонаблюдение же деньги нашлись.
Уже известны некоторые результаты:
Географию сдавали 6 выпускников. Средний балл – 82. Лучший результат - 92 балла у выпускницы школы №2 Татьяны Рафиковой.
Литературу – 7 человек. Средний балл – 78. Лучший результат - 94 балла у выпускниц школы №1 Людмилы Усолкиной и школы №5 Ангелины Фроловой.
Информатику - 19 участников. Средний балл – 65.
Лучший результат - 92 балла у выпускника гимназии Максима Чистякова.
Русский язык - 169 участников. Средний балл – 76. У двоих - абсолютный результат- 100 баллов. Это Наталья Шестакова и Екатерина Ожегова, обе из школы №5. Более 90 баллов набрали 25 человек: три выпускника СОШ № 1, шесть выпускников СОШ № 2, десять выпускников СОШ № 5 и шесть выпускников из гимназии.
Профильную математику сдавали 113 выпускников. Средний балл – 59. Лучший результат - 92 балла у выпускницы гимназии Полины Мошкиной.
Физику – 40 человек. Средний балл – 57. Лучший результат - 87 баллов у выпускника гимназии Михаила Лунегова.
Историю сдали 32 ученика. Средний балл – 58. Лучший результат - 83 балла у выпускницы гимназии Маргариты Сахаровой.