8555.jpg

Песня остаётся с человеком

Как Татьяна Лепина стала «чернушинской Эдитой Пьеха»

Кажется, её знает любой в нашем городе. А те, кто не знает по имени, говорят просто: «Женщина, которая поёт» или «наша Эдита Пьеха».

По словам родителей татьяны, «петь» она начала ещё в люльке. Владимировы - из династии чернушинских железнодорожников. Когда в 1967 году родилась их Танюша, даже не мечтали, что она прошагает с песней по жизни.

В начале 70-х годов радиолы были не в каждом доме. Тогда Таня оказалась «богачкой»: на чердаке бабушкиного дома среди старых, ненужных предметов нашла «поющую» трубу с ручкой. И граммофон в срочном порядке перекочевал в уголок, где было много «ценных» Таниных вещей. Для извлечения звучка в старинном механизме приходилось постоянно крутить ручку.

- Я крутила эту ручку и подпевала Вертинскому: «В бананово-лимонном Сингапуре в бури, когда у Вас на сердце тишина, вы, брови темно-синие нахмурив, тоскуете одна!»

С тех пор мысли четырёхлетней девчонки были заняты только пением! Однако в детском садике талант и мелодичный голос Танюши не замечали, в хоре она пела, но не солировала.

- Мне на утренниках никогда не давали в руки ни бубен, ни металлофон. У меня были такие творческие «ломки» от этого, что папа пошёл в магазин и купил мне этот несчастный бубен! Я ходила по квартире, бренчала им налево и направо и понимала, какое это счастье – иметь собственный инструмент и извлекать из него музыку! А папа продолжал «плясать под мою дудку» и своей Петровне (так он меня называл) купил позже и металлофон!

Таким же «способом» в доме Владимировых появилось еще и игрушечное пианино. На настоящий инструмент денег не было, ведь учили в институте старшую дочь. По этой же причине и в музыкальную школу Татьяну не отдали: родители не посчитали увлечение дочки чем-то серьёзным, заявив: «Нечего тратить деньги на то, что не станет в будущем профессией!». Татьяна ходила поиграть на пианино к хорошей знакомой, что жила по соседству, и готова ради этого была сделать всё, что попросят!

- Когда я открывала крышку, у меня был просто инфаркт от восторга! – Может быть, именно так - не благодаря, а вопреки - её хобби превратилось в любовь всей жизни.

Когда в доме появился проигрыватель, подрастающая Танюшка «сменила репертуар», чем доводила до истерик сестру Людмилу, которая была старше «эстрадной звезды» на десять лет.

- Ей хотелось послушать модные записи, а тут на весь дом каждый день то «Замечательный сосед», то «Огромное небо», то «Песня остается с человеком», то другие хиты Эдиты Пьехи! – смеётся Татьяна Петровна.

Класс, в котором училась Таня, оказался поющим, и поэтому здесь был организован ансамбль «Весёлые нотки», который выступал даже на пермском радио. В это время Геннадий Колотов набирал девичий ВИА.

- Он отобрал из нас шесть девчонок, и в общежитии «Строитель», где базировалась известная в Чернушке группа «Дионис», начались репетиции. Меня из-за моих длинных пальцев поставили на бас-гитару. Когда девчонки отсеялись, их заменили мальчишки. А я осталась!

В этой неудержимой любви к музыке появилась «выгода» и для мамы Татьяны: Римма Романовна была заведующей загсом, и дочке было дозволено во время регистрации ставить нужную пластинку на проигрыватель.

- Я выглядывала из-за дверей, ждала, когда нужно включить вальс Мендельсона или другую красивую музыку на самые торжественные моменты. Так я «диджеила» на свадебных церемониях.

В «Дебюте» Татьяна на бас-гитаре зажигала до 1987 года, ей приходилось одновременно и петь. И это был переломный момент в её творчестве. Татьяна Лепина стала солисткой...

- Мы выступали в городе на праздниках, однажды ездили в Пермь на телевизионный конкурс, организованный пермской группой «Контраст». Наш коллектив по телевизору показали, в то время это была такая редкость! – делится Татьяна.

Продолжая семейную традицию, Татьяна после окончания второй школы поехала учиться в Свердловский железнодорожный институт. Сразу же разведала, что в институте есть ансамбль.

- Я дождалась, когда музыканты выйдут из актового зала, где шла репетиция, и во всю глотку запела, аккомпанируя сама себе на пианино. И через несколько минут ребята из ансамбля уже стучались в дверь моей комнаты в общежитии, «приглашая в солистки».

Память об институте, в котором Татьяна учиться не стала, - это «Студенческие вёсны» и занятия в ансамбле. А поклонников у солистки было столько, что можно было «штабелями укладывать». Симпатичной артистке мальчишки предлагали дружбу, но выбрала она коллегу «по цеху» - гитариста своей группы Дмитрия. Дружба переросла в любовь и закрепилась тридцатью годами счастливого брака. Вернулась в Чернушку, родила сына Александра и была приглашена Лидией Наговицыной в ДК «Нефтяник» на роль солиста-вокалиста.

- Я пела на всех праздниках, на концертах, на открытии спортивных соревнований, встречала делегации. Меня однажды министр спорта пригласил встречать делегацию в Перми. Очень почётно было и ответственно, но я справилась!

Концертные образы Татьяна всегда придумывала себе сама. Подходила к швее и объясняла, какое платье она хочет. Было это, конечно, всё за свой счёт, да ещё и при страшном дефиците.

-  Пусть сапоги дырявые будут, а туфли к концерту - святое! Однажды к платью туфли не подходили, я взяла свои белые, покрасила красным лаком для ногтей и пошла на сцену. Думала, это моя хитрость, но недавно увидела в телевизионной передаче, что так же делала и Надежда Чепрага.

Для многих чернушан Татьяна Лепина тогда была своей Надеждой Чепрагой: талантливая, красивая, уверенная - одним словом, звезда. А дома её ждал совсем не звёздный быт.

- Пятнадцать лет мы жили в общежитии. Дома, как у всех: уборка, готовка, посуда, маленький ребёнок… А наденешь концертное платье, туфли, сделаешь причёску, и ты – жена миллионера! Я до сих пор помню содержание тогдашней своей сумочки: косметика, детские колготки, баночка под сметану, микрофон и концертные туфли! Вот это моя жизнь!

Репертуар чернушинской певицы был большой, под любое мероприятие. Как только какая-нибудь  делегация приезжала, иди отстаивай честь города! В любое время года и суток. Проблем с голосом у Татьяны не было никогда! Однажды с командой администрации ездила на областную спартакиаду, и на выступлении яркой солистки просто выключили фонограмму. Пришлось петь зимой и без сопровождения! 

- Я и своим воспитанникам говорю, что они должны петь в любой ситуации.  Жизнь на сцене не посыпана цветами, слезами тоже полита. Делаю им на репетициях «стрессовые тренировки»: без предупреждения выключаю фонограмму или микрофон. И объясняю, что не надо паниковать, нужно продолжать петь, а зрители всегда поддержат. Говорю: «Хоть лето, хоть снег, вы должны, как китайская армия, всё чётко делать и стоять до конца!»

Тридцать лет работы в ДК пролетели незаметно. Было по-разному, временами сложно, даже уходила. Но возвращалась! Сейчас Татьяна Лепина на сцене почти не поёт. А поёт с ребятами в студии, на репетициях «Подснежника». Передаёт свой опыт 35 юным дарованиям, самым маленьким из которых всего три года. В основном это девчонки. С парнями в культуре по-прежнему сложно.

- Есть у нас номер «Тик-так, ходики». В нём один мальчик в окружении двадцати «невест».

Такие маленькие поющие коллективчики, как «Мульти-пульти», «Пастила», «ВАУ», «Ещё одни», - выходцы из «Подснежника». Рабочий день руководителя коллектива разбит на репетиции: отдельные - для групп, общие - для всего состава, на сцене - в отведенное время, когда, например, хореографию ставят или прогоны перед концертом. Татьяна Петровна может себе позволить «разрывной» график работ. И не только потому, что живёт рядом с ДК, сын взрослый, а муж понимающий и заботливый, но и потому, что понимает, что песня не знает графиков.  

-  Просыпаешься со своим коллективом, засыпаешь со своим коллективом. Перед концертом вообще не спишь, продумываешь всё до мелочей: кто, как и куда идет, как берет микрофон, какое движение выполняет. Костюмы и образ артистов – это отдельная песня! Думаем с родителями, советуемся с мастерами, в интернете подсматриваем.

А ещё педагог по вокалу день и ночь слушает музыку в интернете, старается, чтобы минусовки в тональности певцу подходили, а текст песен гармонировал с его исполнением. К тому же Татьяна Лепина – музыкальный патриот, мечтающий «развернуть вокальную лодку в сторону России»:

- Много стало англоязычного исполнения. Я очень трепетно отношусь к текстам и любую песню начинаю изучать с них, просматриваю, как мини-фильм. Если я стихи не увижу, не прочувствую, значит, и песня – в сторону! Есть много песен, которые не подходят для детского репертуара.

Репетиции - дело серьёзное, но в этом коллективе больше похожее на путешествие в сказочную страну, где каждый становится героем.

- Это не просто репетиции, это встречи дружного коллектива, которые дарят массу позитивных эмоций детям. А ещё это теплая и уютная атмосфера, которую создала Татьяна Петровна. Она замечательный преподаватель с очень грамотным подходом к каждому ученику. Она безоговорочно верит в успехи своих подопечных и в каждого вкладывает частичку себя!  –  с восхищением отзывается о ней от имени большого коллектива родителей Валентина Чурина.

Так, с песней по жизни, Татьяна Лепина прошагала почти полвека. В этом году она отмечает творческий юбилей: с момента, когда вышла на сцену Дворца культуры «Нефтяник», прошло 30 лет. Поздравляем!

Сетевое издание "PRESS URALS" (Пресс - Уралье) Главный редактор – Шанчуров Е.Н. Электронный адрес редакции Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Учредитель Муниципальное автономное учреждение Информационный центр "Пресс-Уралье" Регистрирующий орган Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер реестровой записи Роскомнадзора серии ЭЛ № ФС 77 – 74952. Дата регистрации 01.02.2019. Информационная продукция 16+