Потерянные звезды
Ветшают обелиски на братских могилах...
Когда-то на вершине памятника была красная звезда, теперь остался только ржавый штырь, да и сам обелиск посерел и покосился, отпала табличка, и братская могила стала безымянной. Только береза, посаженная на месте упокоения, назло всем ветрам всё такая же крепкая.
- Не забывайте проведывать могилу деда, наказывала нам, внукам, бабушка Шура, - перекрикивает свист ветра чернушанка Лидия Шестовских.
А ветер, не встречая никаких преград в чистом поле, как будто подгоняет нас, торопит к заброшенному памятнику, стоящему на границе между Верх-Емашем и Новым Югом - деревней, которой теперь нет на карте нашего района. Исчезла и дорога, возле которой в 1918 году похоронили красноармейцев.
Из скупых сведений учётной карточки воинского захоронения, которая хранится в таушинском поселении, известно лишь, что здесь покоятся 18 красных партизан, участников боёв под Осой, которых взяли в плен и расстреляли по дороге. Ни имён, ни фамилий, нет и даты захоронения.
Эта могила для юговчанки Александры Рясиной (бабушки Лидии Григорьевны) была единственной, где она могла погоревать о мужчинах своей семьи. Беременная вторым ребёнком, она провожала в партизанский отряд своего мужа Якова, вместе с ним ушли и два его брата. В стареньком доме свёкров остались три снохи, все ставшие вдовами. Где сложили головы два брата, в семье Рясиных так никогда и не узнали. Только бабушка Шура утверждала, что в этой братской могиле покоится брат её мужа Антон Рясин.
Бабушкины рассказы о гражданской войне не сохранила детская память, но наказ Лидия Григорьевна не забыла. Приходила на старую могилу, даже когда переехала в Чернушку. В свой последний визит пенсионерка была неприятно удивлена: братская могила оказалась в полном запустении.
Белый снег, серый камень, чёрные мазки на берёзе - как в довоенном черно-белом кино. Ниша, в которой была табличка, зияет пустотой. Всё! Вычеркнуты из памяти бойцы, погибли второй раз.
Обратно идём молча, угомонился ветродуй, только предательски трещит под ногами наст. А ведь когда-то у этого обелиска школьники вступали в пионеры, давали клятвы помнить вечно о подвигах земляков. Каждый год ученики верх-емашинской и юговской школ старательно красили в красный цвет звезду на его вершине. Традицию завела сельская учительница Варвара Рясина, родившаяся в 1919 году. Её семью тоже зацепила братоубийственная война. В своей тетради Варвара Степановна записала семейные предания: «Белые-красные, красные-белые. Деревня переходила из рук в руки. Белые банды бесчинствовали, насильствовали девушек, отбирали продукты, уводили коней и подводы для офицеров, а старосты отбирали имущество у вдов и семей красноармейцев. Шли уличные бои. С подводами ездили братанник Гриша (Епишин) и мать. Гриша прятал красноармейцев в лесу, носил им продукты и ушёл добровольцем в партизаны. Подошла большая армия адмирала Колчака. Солдаты, одетые в чёрные шинели и сапоги, с оружием, с запасами продовольствия, казались непобедимой силой. Упорствовали им отряды добровольцев, организованные Павлом Деткиным, уроженцем деревни Ореховая гора, и отряд Азина. Колчак мобилизовал в армию мужиков насильно, был взят и Степан (отец). В Тауш пригнали красных солдат из Воткинска, до сотни человек, закрыли их на ночь в кузнице Сибирякова, а утром расстреляли и бросили в яму. Теперь там памятник на братской могиле у моста».
Ухаживать за могилой красноармейцев продолжила Маргарита Плишкина, дочь Варвары Рясиной и тоже учительница местной школы.
- Сорок лет я со своими учениками ухаживала за обелиском, - говорит 80-летняя учительница. - А как школу закрыли, некому за могилой ходить, так и стоит 10 лет без догляда. Тяжело видеть, что памятник совсем заброшен. Я думаю, что должен быть закреплён за обелиском ответственный. А то совсем всё забудем, - немного помолчав, Маргарита Васильевна добавляет с печалью в голосе: - Сегодня забыли про Гражданскую войну, завтра забудем героев Великой Отечественной войны. Уйдёт наше поколение, и памяти не останется.
Её супруг Александр Плишкин хорошо помнит рассказы очевидцев событий столетней давности. И историю братского захоронения в Верх-Емаше слышал из первых уст.
- Я здесь 80 годов прожил, так ещё людей, которые в гражданскую воевали, застал, - начинает рассказ Александр Александрович. - Это было летом 1918, как раз в самый разгар войны. Действовали тут отряды Деткина, а Колчак наступал. Красная часть стояла в Бикбарде, и выслало оттуда командование небольшой разведывательный отряд. Добрались красноармейцы до Таныпских Ключей, а там, видно, кто-то про них «капнул». Белые-то полки стояли в Емаш-Павлово, вот они в Ключи и нагрянули. Сколько-то там разведчиков перебили, за остальными погнались и посекли шашками по дороге. Здесь же тогда прямой путь был через Верх-Емаш на Бикбарду. Алексей Тимофеич Паршаков сказывал, что только один красноармеец в Таныпских Ключах уцелел: из окошка успел вывалиться и спрятаться. Убитых белые раздели и побросали по дороге. Местные жители собрали тела 26 человек и на телегах привезли в ограду кузнеца Алексея Паршакова. Вон тот дом, – показывает рукой за окно Александр Александрович.
Верх-емашинцы решили всех похоронить в братской могиле. Документов при убитых не было - имена их остались неизвестными. Историю эту Александр Плишкин слышал от участника тех событий, того самого Алексея Паршакова, который сам вскоре после похорон ушёл добровольцем в красный отряд, только ему повезло вернуться в родную деревню живым. Знал бы, что теперь осталось от того захоронения, в гробу бы перевернулся.
- Тут красные похоронены, а власть сейчас у нас не красная, так нужны ли ей теперь памятники эти? – спрашивает Александр Плишкин и сам отвечает. - Здесь же похоронены люди, которые воевали за идеалы лучшей жизни для всех, они часть нашей истории и достойны того, чтобы захоронения содержались в порядке.
Ещё одну историю, связанную с этим местом, рассказала юговчанка Валентина Собянина. В этом году она отметила 85-летний юбилей, но страшные рассказы родных помнит хорошо. Её дед, участник Первой мировой войны Александр Фофанов, вступил в Красную армию, после разгрома белых вернулся домой живым. Рассказывал и про германский плен, и про то, как воевал с белыми. В это время в его родной деревне бабы и старики боялись всех.
- Их ведь сразу не разберёшь. Приходили белые, назывались красными и выспрашивали, за кого деревенские. Если кто признается в симпатии к новой власти, то к стенке ставили. То же и красные делали. Не щадили никого, ужас какой был, ведь брат против брата, сын против отца воевали, - вспоминает Валентина Сергеевна.
Её бабушка рассказала, как однажды белые согнали пленных красноармейцев в лог у «собачьей речки» (так местные называли ручей на краю поля, на котором теперь находится братская могила) и расстреляли там несколько десятков человек. Без гробов складывали всех в одну яму. Долго ещё деревенские находили в том месте человеческие кости. Среди расстрелянных свидетели зверства опознали жителей Кукуя (так меж собой называли Новый Юг), мужиков из Верх-Емаша, Большого Березника, Слудки.
- Думаю, что есть ещё потомки тех красноармейцев и они бы вышли на субботник, если бы его организовали власти, - уверена Валентина Сергеевна.
Две версии не исключают одна другую, наоборот, оба эти события вплелись в историю Гражданской войны. Свет на них проливают документы чернушинского краеведческого музея. В его фондах хранится список красноармейцев, в котором числится 792 уроженца Чернушинского района. Есть и документ, составленный Вячеславом Хлопиным, в котором указаны фамилии бойцов, упокоившихся в братских могилах. Согласно ему, в Верх-Емаше действительно погребён двоюродный дед Лидии Шестовских, Антон Михайлович Рясин, который в 24 года сложил голову за советскую власть. Не ошибалась Александра Ивановна, наказывая внукам навещать могилу. Вместе с Рясиным в списке 57 фамилий. Многие повторяются несколько раз: дважды указаны Поздеевы, Лыкасовы, Ольховы, Чистяковы, по три человека с фамилиями Горшков, Овчинников, Ташкинов и сразу 9 Паршаковых. Видимо, в партизаны уходили целыми семьями, как это случилось у Рясиных. Ведь всего за несколько месяцев 1918 года организатор и командир партизанского отряда Павел Деткин собрал под красное знамя до тысячи человек. Боевые действия подробно описаны в его книге «Очерк партизанского движения в Чернушинском и прилегающих к нему районах предуралья Уральской области».
Деткин пишет: «Чернушинский район в то время представлял из себя осаждённую со всех сторон крепость, где все находившиеся в ней, наряду с бойцами, жили интересами фронта, у которого не было тыла. Если взглянуть на военную карту Осинского уезда и особенно на территорию селений, входящих в нынешний Чернушинский район, мы увидим, что каждая околица, каждый овражек здесь находились в поле зрения военного командования. И какая-нибудь Голодаевка, Раззориха или Ракино, обведённые жирным красным кружком, представляли из себя тогда стратегический пункт, часто не последнего значения».
Становится понятным, почему почти в каждой деревне есть братская могила красноармейцев. Раззориха, Капкан, Осиновка, Ольховка, Тауш, Трушники, Николаевск, Бедряж, Рябки… всего 27 захоронений, в которых покоятся сотни человек. И надгробия их постепенно превращаются в прах.
Раньше за каждой такой могилой было закреплено шефское предприятие и близлежащая школа. За обелиск в Верх-Емаше, например, в разное время отвечали РАЙПО, ХРПУ и Таушинская школа. Нет уже тех организаций, но хочется верить, что есть ещё люди, которым не безразличны памятники с красными звёздами, стоящие по всему району немым укором нашей короткой памяти о народной трагедии.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 14.01.1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» оборудование, благоустройство и содержание воинских захоронений, а также восстановление пришедших в негодность мемориальных сооружений, увековечивающих память погибших, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Комментирует Елена Фокина, начальник управления культуры, молодёжной политики и спорта Чернушинского городского округа:
- В 2014 году создан реестр памятных мест и сооружений, посвященных Великой Отечественной войне, погибшим в локальных военных конфликтах, а также братских могил участников гражданской войны. До апреля 2019 года полномочия по 131-ФЗ были возложены на органы местного самоуправления (администрации поселений Чернушинского муниципального района). С апреля 2019 года полномочия переданы в администрацию Чернушинского городского округа. Вопрос по приведению в нормативное состояние памятных мест и сооружений, посвященных ВОВ, погибшим в локальных военных конфликтах, а также братских могил участников гражданской войны стоит на контроле. К празднованию юбилея Победы монументы частично будут обновлены или отремонтированы. Памятники на братских могилах планируется привести в нормативное соответствие с помощью общественности. По интересующим вопросам необходимо обращаться в Управление культуры, молодежной политики и спорта администрации Чернушинского муниципального округа Пермского края по телефону: 4-49-10.
Из списка, составленного Вячеславом Хлопиным
Верх-Емаш, Юг.
- Поздеев В.Ф.,
- Поздеев А.А.,
- Поздеев С.Т.,
- Лыкасов И.Ф.,
- Нарзаков А.Т.
- Ильиных И.М.
- Набатов Е.М.
- Налимов И.А.
- Никонов Ф.Ф.
- Пономарёв В.И.
- Паршаков Г.С.
- Паршаков С.В.
- Паршаков А.Т.
- Паршаков Е.С.
- Паршаков П.В.
- Паршаков А.В.
- Паршаков А.Е.
- Паршаков П.Т.
- Паршаков В.З.
- Федосеев А.С.
- Харин И.Ф.
- Чикулаев М.А.
- Чащин П.К.
- Каракулов Г.Ф.
- Першин П.Е.
- Чечихин И.А.
- Баев А.К.
- Горшков И.М.
- Горшков К.В.
- Горшков М.Ф.
- Гашков Е.В.
- Загородских М.Ф.
- Лузин В.А.
- Мазеин Т.Г.
- Митрофанов М.Д.
- Ольхов М.З.
- Ольхов И.А.
- Овчинников П.И.
- Овчинников С.Ф.
- Овчинников Д.И.
- Сибиряков А.И.
- Самодуров Я.А.
- Ташкинов К.И.
- Ташкинов П.И.
- Ташкинов Н.Л.
- Томилов С.А.
- Ханжин П.Д.
- Чистяков В.А.
- Чистяков П.П.
- Трушников П.П.
- Иванов П.С.
- Маисеев Ф.В.
- Жикин П.П.
- Волокитин П.Г.
- Рясин А.М.
- Сазонов П.Е.
- Жаринов Я.Е.