
Приезжайте ко мне!
Письма. Привет через сто лет
В Чернушинском музее появились ценные экспонаты: три письма с рассказами о жизни Рябков и его жителей в 1914 году. Передала их Елена Кошелева из Ижевска. Письма достались ей от деда Смышляева Александра Ивановича (12 июня 1894 г. - 10 октября 1965 г.). Он в апреле 1914 года прибыл в Рябки служить псаломщиком и, скучая по своим родителям, писал им подробные эмоциональные письма: «Посылаю Вам пока только два видочка Рябков, потом ещё пошлю». Мы начинаем публикацию писем, оцифрованных краеведом Ольгой Котовой, сохранив стиль и орфографию его автора – псаломщика рябковской Христорождественской церкви.
Факты из жизни
Родина Александра Ивановича Смышляева – село Кривец (в наше время Ильинского ГО), известное с 1579 года, по которому он «скучал ужасно», передавал приветы, кланялся соседям. Его отец Иван Иванович был священником, мать Мария Петровна – дочь священника. Ещё в детстве Саша научился играть на балалайке, затем одарённого мальчика научили играть на скрипке и фортепьяно. В 14 лет он руководил хором, поющим по нотам. После окончания духовного училища поступил в Пермскую духовную семинарию, и в апреле 1914 года прибыл в Рябки служить псаломщиком.
После революции он расстался со службой в храме, работал на железной дороге и, вопреки желанию, стал военным. Служил в Петрограде в Генеральном штабе, расположенном перед Зимним Дворцом, и в комендатуре Кронштадта. Во время одной из служебных командировок умение играть на скрипке, с которой Александр никогда не расставался, буквально спасло жизнь ему и его товарищам: их вагон был захвачен белогвардейцами, красноармейцев начали выводить на расстрел, да вдруг обнаружили такой инструмент. И «попросили» владельца показать талант. И он сыграл… Музыканта оставили в живых и товарищей заодно.
Карьера военного закончилась после того, как из документов узнали, что он сын священника. Предложили отречься или оставить службу… Александр выбрал второе и вернулся на малую родину, в Ильинское, вместе с женой Раисой Николаевной, уроженкой Петербурга, тоже музыкально одарённой. У них родились две дочери.
В поисках сытой жизни переехали в Ижевск, где был отделом культуры направлен в Глазов. Но в педучилище села Якшур-Бодье нужен был учитель музыки, и квалифицированного специалиста «перехватили». Вскоре все студенты педучилища, а также деревенская молодёжь, заиграли на всех струнных инструментах, запели не только народные и советские песни, но и арии из опер.
По словам жителей села, Александр Иванович был человеком деятельным, но скромным. Не судил, не завидовал, не злобствовал. Его дочь Раиса тоже стала преподавателем в школе, а внучка Наталья, обладая прекрасным музыкальным слухом и «ангельским» голосом, работая в ДШИ, поёт на клиросе местного храма, пойдя по зову души и молитве предков.
19 марта 1914 года
«Дорогие Папа и Мама,
здравствуйте!
В пятницу будет уже неделя, как я прибыл в Рябки. Скажу правду, что по Кривцу скучаю ужасно!!! Приехал я как есть к своей неделе и с субботы вечера неопустительно хожу в «Рябковский собор» о-т-у-и-р-а-ть псалмы. С понедельника служу самостоятельно, хотя иногда и путаюсь, но больше из-за своей рассеянности: задумаешься это о родной-то сторонке, да вместо «аллилуиа» и запоешь «Господи помилуй». Встаю почти в 5 часов утра (без всякого будильника), а ложусь в двенадцатом и раньше. Церковной квартиры для меня не оказалось (строится - к Покрову дню достроят), а потому я пока живу в квартире живописца Василия Васильевича Анкушина. Вот присмотрю квартиру подходящую и перейду к Пасхе. У него же оставаться для меня не удобно: у него ребятишки, а я люблю тишину.
За квартиру мне будут выдавать от церкви по 3 рубля в месяц. Причт рябковский состоит из пяти человек: Благочинного священника, священника, диакона и двух псаломщиков. Благочинный – о. Владимир Победоносцев. Священник о. Николай Конюхов, псаломщик - Александр Иосифович Елисеев (женатый). Я служу с о. Николаем. Есть еще заштатный священник о. Александр Колокольников.
Диакон Александр Лисин, на место которого поступил я (т.е. до меня он был псаломщиком). К сборам я уже не поспел, так как живший до меня церковник осбирал мой приход. Ну и пускай: все равно бы не пришлось, пожалуй, собирать-то. Казенное жалование есть, хотя про него, кажется, никому не известно: должно быть скрывают. Псаломщику от казны полагается 100 рублей. Про землю и покосы хорошенько еще не узнал.
Духовенство в Рябках образованное – не пьет, не курит, только один дьякон нюхает. Живут все в мире и согласии не как в других селах. Хотя село и большое, а винной лавки нет. Была, говорят, и винная и пивные лавки, но их упразднили; кстати замечу, что пьянство и здесь процветает не хуже, чем в других селах, если не больше. Село это достаточно большое и торговое. Чтобы пройти его вдоль надо, по крайней мере, употребить на ходьбу минут 30, т.е полчаса. Каждое воскресение бывает базар, на который съезжаются торговые соседних сел. При селе две небольшие реки. Одна проходит по самому селу (Сульмаж), а другая за селом в полуверсте (Таныб).
В селе находится волостное правление, почтовое отделение, земская больница, земская библиотека, училище: двуклассное, мужское, женское. Из интеллигенции: следователь, земский начальник, доктор, фельдшер, ветеринарный фельдшер, лесной смотритель, кондуктор, учителя, учительница, и т.д.
Храм в Рябках я по Адрес-календарю 1909 года: от Перми до Рябков 205 верст, от Кунгура 115 верст, до Осы от Рябков 110 верст. Ныне начинают строить железную дорогу Сарапул – Екатеринбург, Кунгур – Красноуфимск. Линия пройдет в 15-12 верстах от Рябков.
Посылаю Вам пока только два видочка Рябков, потом еще пошлю. Кланяйтесь от меня Анне Афанасьевне, Андрею Александровичу, соседям, Александре Петровне.
Будьте здоровы.
Любящий вас Ваш сын Александр Смышляев»