
Проблему будем решать
Интервью. О перевозке пассажиров в округе
С апреля стоимость проезда в городском транспорте возросла на 5 рублей и составила 38 рублей. При этом качество услуги оставляет желать лучшего.
Чернушане жалуются, что в ожидании «двойки» и «тройки», не говоря про «единицу», на остановке можно и час простоять. Нередко автобусы и вовсе без предупреждения могут сойти с рейса. Стенды с расписанием движения на остановках не установлены. А из-за неудовлетворительного состояния муниципальных дорог, задействованных на строительстве трассы М12, автобусы не доезжают до пункта назначения и высаживают пассажиров в грязь. Пришлось находить запасной вариант, чтобы заменить сезонный маршрут № 5, которого нынче не будет.
Как на эти претензии реагирует и как в целом оценивает ситуацию Андрей Ведерников, индивидуальный предприниматель, который более 25 лет оказывает чернушанам услугу по перевозке пассажиров, узнала наш корреспондент Светлана Батракова.
Андрей Михайлович, прежде всего, хотелось бы получить комментарий по поводу недавнего прецедента. Почему водитель не довёз пассажиров до Трушников и высадил прямо на дороге. С их слов, проехать до села можно было.
Я понимаю негодование пассажиров, которые вынуждены были идти пешком, но не могу согласиться с ними, что проехать можно было. Дорога на тот момент была в неудовлетворительном состоянии. Водитель был вынужден развернуться и ехать обратно: если бы он спустился с горы в сторону деревни, обратно уже не поднялся бы. Именно так произошло днём ранее, когда на этом же участке автобус повис на топливном баке. Пока его доставали (это получилось сделать только в 10 часов вечера), бак вырвали.
Неудовлетворительное и непроезжее состояние дороги было зафиксировано и подтверждено также и сотрудниками администрации, выезжавшими на место. На сегодня из-за строительства трассы М12 так происходит практически каждый день. Автобусы ломаются постоянно: то рессору сломаем, то бак вырвем, то колесо порвём, на двух автобусах сломаны рамы. А такие ремонты очень дорогостоящие и длительные. В городе дороги тоже в ужасном состоянии. В таких условиях водителям приходится работать ежедневно.
А в целом вы принимаете претензии пассажиров?
Проблема, действительно, есть. О том, что она будет только обостряться, я предупреждал администрацию. Главная причина – кадровая. За последние годы автошколы не выпустили ни одного водителя категории Д. Кстати, эта проблема не одного города, но страны в целом. В той же Перми по этой причине в 2023 году сократили порядка 25% рейсов, в последнее время там всё чаще можно увидеть женщин за рулём автобусов.
На сокращение рейсов пришлось пойти и нам. Со своей стороны готовы бесплатно обучать на категорию Д. Кроме того, стараемся поднимать заработную плату (только за последний год мы подняли её на треть). Но всё равно мы не можем найти водителей.
В чём причина, с вашей точки зрения?
Думаю, что на сегодня очень большое количество предложений по работе. Кто-то совсем меняет род деятельности. Например, наши кадры частично оттянуло строительство трассы М12. Отличный водитель ушёл служить в зону СВО. Кто-то уходит на заслуженный отдых. Также водители уезжают на заработки в другие регионы. Характер работы не каждого устроит, ведь работа водителя общественного транспорта - это нелёгкий труд. Только за последний год по различным причинам восемь водителей ушли.
Сегодня в штате у нас 16 водителей, при потребности 23 водителя.
А автобусов хватает?
Автобусов на все маршруты хватает. В парке 17 единиц техники. Но, опять же из-за нехватки водителей, на линию вместо двух «двоек» и «троек» выходят по одному автобусу и по две «единицы», вместо трёх, маршрут № 5 пришлось обслуживать пригородными рейсами.
Состояние автопарка оцениваю как удовлетворительное. Конечно, из-за разбитых дорог, что связано со строительством М12, серьёзно страдает и техника. А после окончания строительства трассы нам никто не пообещал отремонтировать технику, как было сказано про дорогу, например. Стоимость нового автобуса на сегодня - от 6 миллионов рублей. Очень быстро дорожают топливо и запчасти, поэтому даже с учётом повышения стоимости проезда в городских автобусах мы не можем себе позволить обновить транспорт.
По нашим подсчётам, для обновления парка (при сегодняшнем пассажиропотоке) стоимость билета должна быть не менее 45 рублей. Понятно, что для наших пассажиров это нереальная сумма. Без бюджетной поддержки нам не справиться, поэтому пытаемся наладить взаимодействие с муниципалитетом.
Если раньше муниципалитет выделял вам деньги на приобретение автобусов, то в последние годы методика поменялась: теперь дотируются пригородные маршруты (по 3,5 рубля за каждый километр пути). А уже за счёт их вы и городские маршруты содержите. Финансисты округа подсчитали, что такая методика - вполне эффективна, денег вам должно хватать.
До 2020 года автобусы приобретала администрация, и в собственности они находились тоже у неё, нам их передавали по договору аренды, которую мы ежемесячно оплачивали. Если бы выделялись денежные средства и на пригородные, и на городские перевозки, то, возможно, денег и хватало бы, но пока городские перевозки на самообеспечении.
Что, по-вашему, могло бы стать решением проблемы.
Если нам удастся построить диалог с администрацией округа, то решения проблемы постепенно будем находить. От оказания услуг наше предприятие не отказывается. Мы понимаем и видим, что желающих работать в таких условиях нет. Мы уже в 2018 году не хотели заявляться на конкурс по перевозкам в округе, не подали заявку, но на конкурс не заявился никто. Можно сказать, тогда нас просто уговорили оказывать услугу.
На сегодня есть понимание с администрацией?
Понимание, как организовать рабочий процесс, есть, но необходимо участие администрации округа.
Также хочу обратиться к жителям округа с просьбой, чтобы они тоже с пониманием относились к сложившейся ситуации. Повторюсь, проблема пассажироперевозок есть не только в Чернушке, она - общая. По мере возможностей будем её решать.
Артём Трушков, глава Чернушинского ГО:
Сразу после происшествия на месте работал грейдер. Самые проблемные участки засыпали щебнем. Перекрыть дорогу на Трушники мы не можем, так как она является главной артерией при строительстве М12, стройки федерального масштаба. Дорога на Трун по-прежнему перекрыта. Но надо понимать, что это полностью проблему не снимает: большегрузы едут по другим дорогам, которые в схему восстановления не попадают.
Очевидно, как только установится погода, количество техники, задействованной на строительстве, возрастёт. Обращаюсь к жителям с просьбой потерпеть. К восстановлению муниципальных дорог «Автодор» обещает приступить в 2025 году.
С 10 мая пригородные автобусы, следующие на Есаул, Трун, Текловку, Атняшку, Тюй, Козьмяш, будут забирать дачников с остановочных комплексов на ул. Ленина и довозить до остановки СУМР, а далее следовать по маршруту. Обратно - аналогично.