Профессией своей гордимся!
Династия нефтяников. В основе семейной преемственности
Среди чернушинских нефтяников немало тех, в чьих семьях традиция посвятить свою жизнь делу добычи нефти передаётся из поколения в поколение. Фамилия Тарасовых в нефтяной промышленности известна не только в Чернушке, но и в Перми, Полазне. Основателю, Ивану Николаевичу Тарасову, 87 лет. Более 40 лет своей жизни отдал нефтянке. За время работы получил немало грамот и благодарственных писем разного уровня, звание «Отличник нефтяной промышленности» и «Почётный ветеран труда Российской Федерации».
Всего год отделяет начало трудовой биографии Ивана Тарасова от начала эксплуатационного бурения и промышленной добычи нефти в Чернушке. В октябре 1959 года, после службы в армии, он устроился работать наливщиком на эстакаду налива нефти, до армии получил образование по специальности тракторист-машинист широкого профиля с квалификацией слесаря, окончивЧернушинское училище механизации №6.
– Начальником на эстакаде был Леонид Юрьевич Жуков, – вспоминает Иван Николаевич. – В смене работали машинист насосной станции и три наливщика. Нефть по трубопроводу поступала в две ёмкости объёмом по тысяче тонн каждая, а мы насосами перекачивали её в железнодорожные цистерны. Над цистерной стоял густой пар сероводорода, а нам приходилось заглядывать туда, чтобы следить за уровнем нефти.
При этом, как объясняет ветеран, никаких средств защиты дыхания не было. Сейчас у каждого нефтяника на производстве противогаз, тогда была только компенсация в виде бутылки молока после смены.
Закачивали сначала по три цистерны с каждой стороны эстакады, потом продлили эстакаду на 8 вагонов-цистерн, на 11 и, наконец, на 14 цистерн. Это уже был целый состав -28 цистерн.
- Добыча нефти постоянно увеличивалась и, кроме Пермского нефтеперерабатывающего завода, нефть цистернами отправляли в Ижевск, Сызрань, Башкирию (Ишимбай, Салават), в Белоруссию, Иркутск.
Через полтора года Тарасова поставили машинистом насосной станции. Были три насоса. Обычно работал один, если хватало электроэнергии включали второй, третий был в запасе. Работал Иван в бригаде Леонида Полина, которая тогда стала в районе первой бригадой коммунистического труда. Позже коллективами коммунистического труда стали все 5 бригад и сам цех перекачки.
Вечерами после работы Иван учился в техникуме на механика нефтяного оборудования. По окончании 3 курса его перевели механиком эстакады налива, а он стал проситься на базу производственного обслуживания (тогда там был руководителем Александр Алексеевич Завгородний). Но проработал там недолго.
– Григорий Андреевич Лихачёв уговорил меня перейти на прямое производство, – рассказывает Иван Николаевич. – С ним мы жили в одном доме, когда-то учились в одном классе, даже сидели за одной партой. По его совету я в 1973 году перешёл на Павловский нефтепромысел технологом. Отработал два года, исполняя обязанности мастера по добыче нефти, а уже после стал мастером.
Работы было много. Отвечал за порядок на трёх ДНС: №2 возле Павловки, №11 у Козьмяша и №3 у Атняшки. На каждой нужно побывать, обеспечить откачку, своевременный ремонт оборудования скважин, следить за состоянием нефтепроводов.
- Ходил туда пешком, тогда даже начальник промысла не имел машины, была только спецтехника, - улыбается ветеран.
Нефть у нас сильно парафинистая, поэтому каждую скважину нужно два раза в месяц пропарить и промыть согретой при помощи передвижной паровой установки нефтью, иначе она забьётся. Работа эта не из лёгких. Для этого нужно зимой дорогу к качалке прогрести. Скважину, оборудованную электрическим погружным насосом, нагреть нефтью температурой не выше 40 градусов, иначе может «коротнуть» кабель. А если скважина засорилась, придётся поднимать с глубины всё оборудование. Это минимум три дня простоя, а у каждой скважины - план, и требовалось чётко его выполнять.
Себестоимость тонны нефти тогда была всего 3 рубля. Условий для работы не было. На бригаду - один старый вагон, который всё лето латали, чтоб не протекал. А когда Тарасов ушёл в отпуск, то и этот ветхий вагон отправили на Константиновку, оставив бригаду на улице. Четыре месяца ютились под ёлкой.
– Положу под ёлку свой рабочий журнал, на него - телефон, прикрою всё ведром, чтобы не промокло от дождя, и разбегаемся по рабочим местам, - вспоминает нефтяник. – Осень, дожди, сушиться негде, о столовой и не мечтали. В логу, где поменьше ветра, жгли костёр, чтоб немного согреться.
Когда на территории промысла построили компрессорную и попутный газ стали использовать, то потушили сразу несколько факелов, сжигая только излишки попутного газа. Стали приводить в норму воздух. Начальник котельной Михаил Григорьевич Шергин, посмотрев на мучения бригады, освободил одну маленькую комнату у себя на складе.
- И три года мы там ютились, - делится Иван Тарасов. - А у нас в бригаде несколько женщин. Если им нужно переодеться, то все мужчины выходили. На счастье зашёл как-то главный инженер Виталий Рябов. Посмотрел, как мы работаем, и велел зайти к нему в кабинет. Как раз в НГДУ пришло около 20 чехословацких вагончиков, и Виталий Викторович подписал требование на четыре вагона для нашей бригады.
Выделили место, автокран, два трала и в выходной день установили вагоны. В одном из них оборудовали кабинет, склад и сушилку, два вагончика распределили для бригады, а четвёртый вагон - под «Красный уголок» со стульями, где проводили оперативки и собрания, установили холодильник. В то же время на промысле построили столовую, и хоть еда была привозная, но уже не нужно было носить её из дома и искать, где разогреть.
При этом бригада выполняла все свои обязанности, всегда были в передовиках. Когда заняли второе место по министерству, бригаду из 33 человек сфотографировали и поместили на Доску почёта ВДНХ. А в поощрение - дали путёвки за границу!
Работа - работой, а отдых тоже нужен. Иван Николаевич пел в хоре Леонида Меля, ездил с агитбригадой по району. Вместе с друзьями и коллегами с эстакады налива Юрием Кожевниковым, Николаем Шутовым, Валентином Касьяновым и Владимиром Яковлевым играл в футбол за чернушинский «Нефтяник». Ещё одно семейное увлечение – рыбалка. На своей машине с резиновой лодкой мужчины ездили на Каму и Белую. А жена в это время дома шила, вышивала, вязала не только на всю семью, но и для своих подруг.
Кстати, жена Ивана Николаевича, Юлия Александровна, тоже более 30 лет отработала в нефтянке товарным оператором. Поженились Тарасовы в 1960 году и душа в душу прожили вместе 62 года. Вырастили двух сыновей. Старший Сергей, как отец, стал заядлым рыбаком. Младший Валерий полюбил спорт. Бегал на лыжах, как папа играл в футбол за «Нефтяник», в составе команды дважды став чемпионом области.
Нелёгок хлеб нефтяника. Производство требует непременного реагирования, порой невзирая на праздничные дни и выходные. Но от судьбы, говорят, не уйдёшь – на примере этой семьи убеждаешься в этом ещё раз. Также по стопам родителей пошли и оба сына, продолжив династию нефтяников - нефтяная отрасль привлекла своей стабильностью. Сергей Иванович после университета работал в Геофизике, потом в ЧЕГИСе. Сейчас на пенсии, но не может долго сидеть дома, продолжает работать в Геофизике. У него две дочки, обе стали финансистами и работают в банке. И уже подарили деду 4-х внуков, а Ивану Николаевичу правнуков.
Валерий Иванович получил 3 высших образования: нефтяник, экономист и строитель. Работал в ЧУРСе, потом его перевели в Пермь начальником отдела в объединение «ПЕРМНЕФТЬ», затем в Полазну в «Пермнефтеотдачу», а сейчас ездит на вахту к газовикам в Ямбург.
– Сейчас в Чернушке строится офис и многоквартирный дом для нефтяников, - говорит Валерий Тарасов. - Для молодых специалистов это хорошая перспектива.
Супруга младшего сына работала экономистом в объединении «ПЕРМНЕФТЬ». Их дочь стала архитектором, а сын успешно окончил 9 классов и будет учиться в школе дальше.
– Мы профессией своей гордимся! А вот станет ли нефтяником внук, не знаю, – говорит Иван Николаевич. – Он мечтает с друзьями поступить в вуз Санкт-Петербурга. Удачи ему, мечты должны сбываться.
В 1958-м году в Чернушке началось эксплуатационное бурение и промышленная добыча нефти. 1 июля 1958 года организовали Чернушинское нефтепромысловое управление (НПУ), впоследствии преобразованное в НГДУ «Чернушканефть» объединения «Пермнефть», которое возглавил Лев Случевский. В состав НПУ вошла контора турбинного бурения во главе с Юрием Шистеровым, транспортная контора, которой руководил Василий Чирков и строительно-монтажное управление №2. Его начальником назначили Касима Аминова, а уже в декабре – Анатолия Кривощёкова. Были созданы первые нефтепромыслы: Таныпский, Павловский и Куединский. В 1958 году с Таныпского промысла был построен нефтепровод, соединивший скважины и эстакаду налива нефти, с которой начала производиться отгрузка железнодорожных цистерн на новый Пермский нефтеперерабатывающий завод. Первый эшелон из 6 цистерн с 350 тоннами нефти отправили 5 ноября к празднованию годовщины Октябрьской революции.