871.jpg

Профессия дальнего действия

Дан старт традиционному конкурсу «Учитель года»

На протяжении вот уже 19 лет Ирина Учайкина каждое утро спешит в родную Павловскую школу. В 2011 году закончила ее, а после окончания педколледжа восьмой год работает здесь учителем начальных классов. В этом году у неё всего восемь четвероклашек. Но, когда в каждого вкладываешь свою душу, нагрузка тоже немалая.

- Ирина Павловна - хороший учитель, мы всегда понимали, что она нам объясняла, - говорит Ульяна Жижелева, одна из первых выпускниц, теперь уже восьмиклассница. - У неё безграничное терпение, и она способна найти подход к каждому ученику. Ирина Павловна всегда чему-то учится и не боится браться за самые неожиданные проекты. ирина Павловна придумывает различные интересные задания, которые ребятам нравятся. Её любят дети, она творческая натура, всегда в поиске чего-то интересного и увлекательного. Никогда не сдается, продолжает идти к своей цели.

Путь к профессии может быть разным: случайным или осознанным, трудным или легким, удачным или ошибочным. Для Ирины Учайкиной этот путь был единственным: она всегда мечтала быть учителем. Поначалу было трудно, особенно с родителями учеников, ведь многие из них ее знают с самого рождения. Конечно, они опасались: молодая еще, что может дать детям? Но уже к концу первого выпуска говорили: «Дети вас любят, потому что вы с ними на одной волне».

Ирина Павловна считает, что современному учителю необходимо знать, чем сегодня живут дети, понимать их язык, разбираться в особенностях детской души. Есть в этом и личная необходимость: старший сын Тимофей уже третьеклассник, на уме – не только уроки и шахматы, но и разные компьютерные игры, двухлетний Макар пока в машинки играет и конструкторы собирает, и к каждому из них нужен свой подход. Она понимает, что нужна детям (и не только своим!) каждый день, каждый час и даже каждую минуту. Стоит ей появиться в школе, и ученики бегут к ней, рассказывают новости, иногда даже забыв поздороваться, делятся своими успехами и неудачами. Каждый из них - это целый мир, загадочный и неповторимый и поэтому очень ценный.

 В наступившем году, объявленном Президентом Годом педагога и наставника, Ирина Петровна твёрдо решила участвовать в районном конкурсе педагогического мастерства. Это решение поддержали и ее коллеги, которые участвовали в этом профессиональном конкурсе в разные годы: Наталья Медведева, Надежда Мизёва, Людмила Гамульчик, Светлана Самарина.

- Думаю, будет сложновато, но, как говорится, трудности только закаляют человека, - считает Ирина Павловна. - Хочу попробовать свои силы в чём-то новом, может, научиться чему-то полезному, а также показать свои педагогические наработки. Это конкурс даст мне новый опыт в профессии и, надеюсь, раскроет мой скрытый потенциал.

Конкурс «Учитель года» нынче пройдёт в 28-ой раз. За эти годы «Почетная книга победителей» порядком «поправилась». А открывают летопись фотографии Валентины Новоселовой и Елены Омелиной.

- На первом конкурсе была всего одна номинация и три участника! Но, несмотря на это, было волнительно, а после победы - почетно! – вспоминает Валентина Анатольевна, «Учитель года - 1996». – На участие в конкурсе меня вдохновила мой бывший классный руководитель Надежда Анатольевна Ощепкова, тогда она работала методистом в РУО. Готовилась к конкурсу одна, привела в порядок свои наработки, отобрала лучшее. Я считаю, что участвовать в этом конкурсе нужно. «Учитель года» — это важная ступень для педагога, это отличный способ самоорганизации.

Будучи человеком, всегда готовым покорять новые вершины, начинающий учитель (а сегодня заместитель главы округа) Елена Омелина без раздумий согласилась принять участие в конкурсе. Тему для самопрезентации и открытого урока подсказала сама жизнь – «Письма В.А.Сухомлинского сыну», переработанные и пережитые молодой мамой. Эмоционально, ярко образно.

- Выступать пришлось в родной первой школе, из которой буквально вчера выпустилась. Тогда стены не очень-то помогли. Надежда на победу не оправдалась и во второй раз. Но отступать я не привыкла. И на третий раз получила-таки недостающие предметы к своему сервизу. Тогда победителям и призёрам дарили чайные пары и чайники, - с улыбкой вспоминает Елена Егоровна.

Но абсолютным рекордсменом районного конкурса является учитель русского языка и литературы Дмитрий Леонтьев, который за право называться лучшим учителем года боролся четырежды и дважды становился абсолютным победителем.

Состязания профессионалов пройдут по традиции в три этапа - муниципальный, краевой, всероссийский. Участникам предстоит подготовить самопрезентацию, провести открытые уроки, мастер-классы и занятия в незнакомых коллективах детей. Итоги муниципального этапа станут известны в феврале этого года. Победители будут защищать честь округа на краевом этапе. В этом году к традиционным номинациям «Педагог дошкольного образования», «Учитель», «Социально-педагогическая», «Мой дебют» и «Наставник» добавится номинация  «Перспектива», в которой выступят старшеклассники, и номинация «Административно-управленческие команды», в которых определится лучшая команда администрации школ и детских садов (в  составе команды будут лидер и по два заместителя директора, старших воспитателя или методиста).

- Каждый год мы подгоняем районный этап под реалии краевого конкурса, чтобы наши победители были уверены в своих силах и в Перми, - говорят организаторы. – Меняются испытания, но неизменным остается одно – его величество Урок!

Кроме открытого урока или занятия, участников ждёт испытание на тему: «4К-компетенции современного педагога».

- Критическое мышление, креативность, коммуникация, командная работа. Об этом знает каждый современный педагог. Знать мало, нужно еще и быть педагогом «4К». Вот это и проверит компетентное жюри, наблюдая за конкурсантами во время публичных выступлений, мастер-классов и проблемных ситуаций.

- Шестую номинацию «Перспектива» мы запланировали нынче впервые, она для старшеклассников, - поясняет Татьяна Занина, заведующая организационно-методическим отделом чернушинского центра развития молодежной политики и системы образования. – Ведь нужно «ковать» педкадры, пусть будущие педагоги попробуют свои силы. А как еще можно проверить, твое это или нет?

Ребят ждут два испытания – публичное выступление на тему «Какой я вижу школу будущего?», подготовка видеоролика на тему «Поверь в мечту».

- Седьмая номинация «Административно-управленческие команды» не новая, она уже была в наших конкурсах под чуть другим названием, - рассказывает Татьяна Николаевна. – Ведь в наших школах и садиках так много дружных, успешных команд, им остается лишь заявить о себе. Для участия в конкурсе надо сделать фото команды, придумать свой слоган (если его еще нет!), написать эссе на тему «Секрет успеха от команды» и подготовить публичную защиту управленческого проекта «Стратегическое решение».

Каждый год номинаций становится больше, а вот участников - меньше. За четыре последних года их количество уменьшилось почти в два раза, с 36 до 19. Сами педагоги одну из причин видят в отсутствии молодых профессионалов.

– Я сама участвовала в таком конкурсе в 2006 году, с тех пор никто из моих коллег даже попытки не сделал! Не хотят, боятся, что ли? Да, решиться на участие в таком состязании непросто. Но это такой толчок для развития! После конкурса очень многие его участники говорят: «Я больше не смогу работать так, как раньше!» Потому что конкурс - это всегда движение вперёд, это вызов прежде всего себе. И отличная возможность вырасти профессионально, стать на ступень выше, - считает директор Ананьинской школы Нина Юминова.

- Наш, районный этап надо делать чуть легче краевого, - предлагает победитель первого конкурса «Учитель года» Валентина Новоселова, внимательно следящая за развитием конкурса педмастерства в Чернушке. – А затем основательно подготовить абсолютного победителя к конкурсу в Перми!

Сколько будет участников в этом году, мы узнаем ближе к началу районного этапа конкурса, которое состоится 30 января. А пока стартовал первый - внутришкольный этап.

- «Учитель года» меняет участников и делит жизнь на «до» и «после» конкурса, - считает министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина. - Здесь педагоги могут продумать новую концепцию движения вперёд, найти что-то ценное в своём уже накопившемся опыте и опыте коллег. Все они делают колоссальный рывок в своём развитии, и именно эти конкурсанты двигают всю систему образования вперед!

Губернатор края Дмитрий Махонин, приветствуя участников конкурса «Учитель года-2022»:

– Образованные дети – это основа успешного развития региона и страны в целом. И ваш вклад в обучение и воспитание будущих взрослых неоценим. Со своей стороны краевые власти всячески вас поддерживают, создают современную, комфортную образовательную среду, строят новые учреждения и ремонтируют существующие объекты, а также оборудуют профильные классы, оснащая их новой техникой. Огромное спасибо за ваш труд и вклад в подрастающее поколение. Надеюсь, что ваши выпускники и спустя много лет с теплотой будут вспоминать школьные годы и с радостью возвращаться в родные пенаты для встречи с вами.

 

Сетевое издание "PRESS URALS" (Пресс - Уралье) Главный редактор – Шанчуров Е.Н. Электронный адрес редакции Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Учредитель Муниципальное автономное учреждение Информационный центр "Пресс-Уралье" Регистрирующий орган Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер реестровой записи Роскомнадзора серии ЭЛ № ФС 77 – 74952. Дата регистрации 01.02.2019. Информационная продукция 16+