043.jpg

Производственная хроника

Письмо в номер. Воспоминания ветерана Александра Налимова о становлении УТТ

На прошлой неделе труженики ООО «Чернушинское УТТ» отметили юбилей предприятия. С момента его образования минуло 65 лет. Наши публикации, приуроченные к этой дате, вызвали отклик.

- Читая статьи в газете «Маяк Приуралья», я горжусь и высоко ценю достоинство тех людей, которые отдали свой труд на благо УТТ, на развитие этого предприятия, - такими строками начал своё письмо в редакцию ветеран предприятия Александр Евсеевич Налимов, бывший автослесарь, механик, начальник колонны №1, №8.

Вот уже более 20 лет он на пенсии, но с огромной благодарностью, ностальгией и профессиональной гордостью вспоминает былое: обустройство нефтепромыслов, строительство магистралей, соединивших города Прикамья, дорог в городе, которые и сегодня поражают своей надёжностью, шефство над колхозами, благоустройство территории и помощь в возведении нашего города. История УТТ и его работников - это биография самой Чернушки.

- Сегодня я ещё больше начал осознавать, какие добрые дела мы делали ради будущего нашего района и города Чернушки, - признаётся ветеран. А о наиболее запомнившихся моментах своего трудового пути, связавшего его с УТТ, он расскажет сам.

Когда вышел документ, постановляющий организовать на базе Куединского укрупнённого нефтепромысла Чернушинское нефтепромысловое управление с местонахождением в поселке Чернушка Пермской области, а также образовать в составе Чернушинского нефтепромыслового управления транспортную контору на базе гаража строительного управления №2 треста «Пермнефтестрой», контору турбинного бурения в поселке Чернушка, я работал на маслосырзаводе кочегаром. Вторая смена длилась с 8 вечера до 8 утра. После неё ко мне зашел Лев Станиславович Случевский, который представился руководителем новой организации. При разговоре он пояснил, что в транспортный цех нового предприятия требуются специалисты.

- А если не будут отпускать, зайди ко мне в контору, - сказал собеседник.

Место под контору тогда снимали у сырзавода - на первом этаже двухэтажного здания. Когда узнали, что моему переходу препятствуют, дело дошло даже до райкома.

По образованию я был автослесарем: закончил РУ №37 в г. Красноуфимске и работал на автозаводе г. Свердловске. Приходилось ремонтировать агрегаты автомобилей: от двигателей, мостов, коробок передач до 100% готовности к работе этих агрегатов.

Вопрос был решён - я приступил к работе автослесарем в транспортном цехе НПУ. В начале 1959 года после работы начал учиться на водителя, а в мае 1959 года получил права водителя 3 класса и принял старенький ГАЗ-51. До обеда мне в кузове поставили деревянную будку из фанеры, 3 лавочки, и в 3 часа дня я повез первую вахту на буровую.

С этих дней моя жизнь круто изменилась: я закончил вечернюю школу, одновременно повысил квалификацию до уровня водителя 1 класса, заочно учился в Свердловском автодорожном техникуме.

В сентябре 1969 года меня попросили стать старшим механиком первой колонны. Это был самый ответственный участок работы - перевозка людей на объекты нефтепромыслов, буровиков. В колонне было 109 единиц разных марок автобусов и грузотентованных автомашин, 140 человек работающих (от автослесарей до водителей). Среди них были и две женщины: Тамара Ильина и Фая из Сульмаша, не помню фамилию.

Каждая вахта - это выход 68-72 единиц техники. Автовокзал построили в 1972 году. Затем меня перевели начальником этой колонны, а первым начальником транспортного цеха был В.С. Чирков.

Одновременно транспортники принимали участие в уборке урожая. В сентябре 1960 году меня на ГАЗ-51 и другого водителя (на "Урале" – ЗИС-5) направили в Омскую область. Наша смена продлилась до начала октября. Когда вернулись с уборки, директором был уже В.В. Перевозчиков – очень достойный руководитель.

В 1962 году из-за плохих дорожных условий я за три недели переделал ГАЗ-51 под вездеход: формулу 2х6 сменил на формулу 4х6, транспортники знают, что это обозначает. Уже не нужны стали колесные цепи, тросы, лопаты.

После В.В. Перевозчикова руководителем стал А.Т. Бородин. Расширение объема транспортных услуг требовало и увеличения транспортных средств. Однажды меня пригласил главный инженер Владимир Федорович Ковин и поинтересовался, что я думаю по этому вопросу. Я порекомендовал организовать транспортные колонны. Так появились 14 колонн: с колонны №1 до колонны №8 - автомобильные, а с колонны №9 до колонны №14 – тракторные, которые располагались на промысловых площадках. Численность работающего персонала достигла 1700 человек, а единиц техники - 800. Одновременно разрасталась и промышленная база предприятия.

В 1983 году мне предложили принять колонну №8, предназначенную для обустройства внутрипромысловых дорог. Колонна насчитывала 18 единиц самосвальной техники: "Татра-815" чехословацкого производства, японский трактор "Комацу"  (машинист Петр Чепкасов), другой трактор, изготовленный в Чебоксарах, тоже был  очень мощный (водитель Владимир Пыхтеев), ещё несколько тракторов С-80 советского производства, один автогрейдер, два экскаватора (ими управляли Владимир Колокольников и Игорь Драницын), третий экскаватор - на колесном ходу.

Все строительные дорожные работы проходили через СМУ-2, в УТТ при колонне №8 в помощь строителям был создан специализированный отряд для строительства дорог.

Вскоре после преобразования посёлка Чернушка в город я получил однокомнатную квартиру в доме №105 по ул. Ленина. Первые двухэтажки начали строить по ул. Ленина, тогда же - магазин «Спутник», столовую «Уралочка». Эти здания стоят до настоящего времени.

Одновременно строили и обустраивали дороги, тротуары, детские сады, школы.

Помню, как летом 1965 года работал на самосвале марки ЗИЛ-585 грузоподъемностью 3,5 тонны у колхозного рынка: отрыли траншею глубиной три и длиной десять метров, сколько ни привозили гравия - всё бесполезно, дорога расползалась. Приехал секретарь райкома и дал команду возить щебёнку. Сколько ушло туда этой щебенки?! Зато установилась твёрдая дорога, которая стоит до сих пор.

В 1964 году начали строить дорогу Чернушка – Оса протяженностью 110 км. В короткие сроки она была завершена. Одновременно построили дорогу Чернушка-Куеда протяженностью 35 км. Карьеры располагались вдоль этих дорог. Также была задействована и не самосвальная техника – для перевозки железобетонных колец, необходимых при строительстве переходов через ручьи, речушки и другие природные преграды.

Первую нефть отправляли железнодорожными цистернами с нефтеперекачивающей станции. Каждые сорок минут маневровый паровоз отвозил их на станцию, где формировался состав цистерн. И далее везли на нефтеперерабатывающие предприятия. В то же время строили нефтепроводы до Уфы и до Перми, чуть позже запустили нефтеперекачивающую станцию, которая работает в Чернушке и в настоящее время. И всё это при помощи транспортников.

В августе 1984 года райком дал задание за три дня вывезти зерно из совхоза «Калиновский», где его скопилось много, на хлебоприемное предприятие. Колонна в то время работала на строительстве дороги у п. Асюл. Помню, как работники УТТ грузили зерно экскаватором. Оно было вывезено вовремя, при этом работа на строительстве дороги не прекращалась…

Сетевое издание "PRESS URALS" (Пресс - Уралье) Главный редактор – Шанчуров Е.Н. Электронный адрес редакции Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Учредитель Муниципальное автономное учреждение Информационный центр "Пресс-Уралье" Регистрирующий орган Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер реестровой записи Роскомнадзора серии ЭЛ № ФС 77 – 74952. Дата регистрации 01.02.2019. Информационная продукция 16+