45043.jpg

Сельская школа душу греет...

И сотрудники - золото, и директор - молодец

- Про меня не пишите, напишите про моих сотрудников,- с таким условием согласилась стать героем статьи диpeктopАнаньинскойшкoлы Нина Сергеевна Юминова. Зa её плeчaми - тридцать три года педагогической деятельности, тринадцать из кoтopыxoнa совмещает учительский труд c должностью директора. Сейчас на Нине Сергеевне груз ответственности сразу за четыре учреждения – две школы и два детских сада в Ананьино и Ермие. И, хотя всех детей чуть больше ста (в школах 50 и 27, в садиках 30 и 6), проблем от этого меньше не становится.

Ананьино. Школа

- Совещание в РУО сегодня еще рано закончилось, чаще всего в два - в три заканчиваем, - садясь в машину, оправдывается Нина Сергеевна. – Информации очень много, но она крайне важная – антитеррор. 

Всю недолгую дорогу до Ананьино обсуждаем эту тему, наболевшую, актуальную и очень важную. После очередной стрельбы в школе Ижевска теперь речь идёт о высоких заборах и КП на входе, чтобы заслон «стрелкам» поставить еще до попадания на территорию детских учреждений. За разговорами и не заметили, как оказались на месте.

— Вот в Ананьинской школе – хороший забор, только КП на калитке поставим с рамкой и видеонаблюдением, - Нина Сергеевна показывает на новое ограждение, поставленное этим летом.

Березовая аллея осыпала школьный двор золотом. Навстречу нам бегут, громко здороваясь, малыши: «Уже домой, уроки закончились!». В школе остались лишь сотрудники: кто-то порядок наводит, кто-то тетради проверяет и к завтрашним урокам готовится. В одном из кабинетов народу побольше - два учителя и два ученика.

- Педагоги электронные журналы заполняют и к родительскому собранию готовятся. А мальчишки – после уроков, наверное, дополнительно занимаются! - угадывает директор. – Вчера у нас интернет высокоскоростной настроили. Нормально работает?

- Очень хорошо работает, вообще прекрасно! – дружно отвечают учителя, плечом к плечу сидя за одним столом. – Так много электронных систем и платформ, в которых надо постоянно заполнять сведения, порой не успеваем! Теперь быстрее дело пойдет!

Это социальный педагог и психолог. Пока первая с головой погрузилась в ноутбук для «разборок» с ЭПОСом (кто не знает, так называется электронный журнал), вторая рассказала немного о себе: зовут Мария Николаевна, пять лет назад пришла сюда молодым специалистом - учитель начальных классов и по совместительству психолог. Ведет сразу два класса, нынче у нее шесть учеников, 2+4. За время ее непродолжительной работы Нина Сергеевна - уже третий директор. Как шло слияние двух школ и двух садиков и каково пришлось директору, знает «от» и «до».

- Объединение шло сложно, были разногласия, ведь четыре разных коллектива сливались в один. Нине Сергеевне пришлось искать со всеми общий язык, и она нашла! - признаётся Мария Николаевна. - Тяжёлый труд у директора, очень сложно командовать людьми, где-то быть построже, где-то поласковее. Я бы не смогла! Но Нина Сергеевна справляется: она за зданиями так ухаживает, умеет нас организовать! Школа ананьинская мне нравится, нынче дочку в первый класс из Чернушки сюда вожу.

Пока мы беседуем, из коридора доносятся голоса: Нина Сергеевна обсуждает информацию с совещания со своим заместителем в этой школе. Ее собеседница - Людмила Александровна Жила, учитель начальных классов, выпускница родной школы.

- Очень ответственная, на ней вся школа держится! Она молодец! – хвалит своего зама руководитель. Замечу, что за время нашей встречи Нина Сергеевна только хвалила своих сотрудников: водителя, уборщиц и нянечек, воспитателей и учителей. По её словам выходило, что все подчинённые – опытные, ответственные, лучшие:

- Получается хорошо работать, потому что сотрудники - золото! Они помогают, в сложные минуту на них можно опереться. И грамота от Министерства не только мне, она всему коллективу!

Ананьино. Детский сад

В детском садике, куда мы заглянули после школы, сончас. Чисто, светло и тепло в обеих игровых комнатах, правда, одну из них теперь используют как актовый зал для музыкальных и физкультурных занятий. В этом году двум группам тоже устроили «слияние». Теперь у них всё по правилу «трёх К»: красиво, комфортно, как в городе. «Как в городе» - это значит многочисленная группа, и это не слишком нравится сотрудникам и родителям: мало того, что у воспитателя тридцать подопечных, так они еще и всех «дошкольных» возрастов. Допытываюсь, сложно или нет приходится с такой оравой.

- Конечно, сложно! - признаётся воспитатель Юлия Ежурова. - За всеми надо уследить, провести отдельные развивающие занятия, соответствующие возрасту. Раньше, например, сельскую библиотеку старшая группа посещала регулярно, а теперь не бываем совсем, - попробуй лишний раз «одеть-раздеть» тридцать малышей! Теперь культработники сами приходят к нам, вот на днях «Зов джунглей» замечательно провели! И мы помогаем им в сельских праздниках - 9 Мая, День пожилого человека, День матери.

Пока Нина Сергеевна по-хозяйски обходит помещения детсада, заглядываю в спальню. Там всё в розовой дымке детского сна. У входа - нянечка. Она поджидает тех, «кто рано встаёт и другим спать не даёт», чтобы увести их в игровую комнату и дать остальным выспаться. На цыпочках отходим подальше от сонного царства - хочется еще поговорить с воспитателем и узнать побольше о руководителе.

- Руководить и школами, и садами одновременно - это сложно, но Нина Сергеевна старается. Она сама ответственный человек, себе спуску не дает и с нас требует. А мы её поддерживаем во всем, сами некоторые вопросы решаем. Стараемся быть одной командой – так легче работать, - подытожила наш разговор Юлия Алексеевна.

Ермия. Школа

Теперь нас ждет пятнадцать километров дороги в Ермию. Красивее местной природы в нашем округе нет, так считают многие чернушане, и я с ними соглашусь! Впечатления может испортить только дорога, а точнее грязь, гололед или сугробы на ней.

«В игре да в попутье людей узнают». Вот и о Нине Сергеевне в пути я узнала, чтo она c caмoгoдeтcтвaмeчтaлacтaтьyчитeлeм. Жила в Казахстане, училась хорошо по всем предметам, но любила больше всего русский язык и литературу. Родные учителя и «предсказали» ей, что из нее выйдет хороший педагог. После oкoнчанияфилoлoгичecкогофaкyльтeта Пермского пeдинститyтaпoпaлa в Чернушинский район, в Ермию. Не по распределению, а захотела Россию увидеть! И ни разу не пожалела. Влюбилась в уральскую природу, в местных жителей и, главное, в сельских ребятишек. Здесь и будущего мужа Анатолия встретила, любовь и семья накрепко связали ее с Ермией.

- Очень благодарна мужу, что он меня понимает и, имея «золотые руки», помогает в аварийных ситуациях в школе. Помощь и поддержка – так и должно быть в хорошей семье! – сознается она, словно не разделяя школу и семью - всё родное.

Нина Сергеевна даже декретный отпуск себе «укорачивала»: со своими двойняшками только лето посидела, от Последнего до Первого звонка, и 1 сентября уже была в школе! Зa это время Нина Сергеевна вocпитaлaнeoднoпoкoлeниeдocтoйныxyчeникoв. И, хотя призванием своим по-прежнему считает преподавание русского и литературы, приходится совмещать любимое с необходимым - с директорством и преподаванием других предметов, если вдруг в школе некомплект кадров.

- Какие уроки только не вела, и физкультуру даже! И пела, и плясала! В этом году только часы уже не взяла, тяжело стало совмещать. А жалко! Иногда хочется просто с ребятами пообщаться в классе, с ними так интересно, молодеешь душой! – вздыхает Нина Сергеевна. - Сложности в школах и садах разные. Но все они решаемы, кроме главной – нет детей! Количество первоклассников резко уменьшилось: нынче в Ермие их всего два, в Ананьино восемь. Думаю, что в ближайшем будущем придется делать подвоз из Ермии в Ананьино.

Причину демографического провала мы вычислили - идёт отток населения. В Ермие, как и во многих селах России, нет работы. Семьи, в которых есть маленькие дети, а значит, и материнский капитал, покупают дома в Чернушке или поближе к городу. А молодежи нет - и детей рожать некому.

- Причину-то мы знаем, а как решить ее – нет! Закроют школу, ситуация в селе совсем ухудшится. Школы - не просто учебные заведения, это жизнь деревни, - горюет Нина Сергеевна. Именно школы сегодня держат село: дают рабочие места, растят молодёжь. Семьи лишний раз не захотят уезжать из родных мест, когда их детям есть где учиться. Да и спокойнее мамам и папам, если ребёнок не едет за несколько километров, а учится рядом с домом.

- В нашем селе образование-то неплохое, - убеждена директор. -  У нас с мужем трое детей, все нашу Ермиевскую школу закончили. 10-11 классы, конечно, пришлось в городе оканчивать, но только потому, что наша - девятилетка. Все трое поступили в институты на бюджетные места и там хорошо учатся.

В последние годы «постарели» педколлективы в обеих школах, появился кадровый голод. Ceйчac в Ананьино и Ермиеpaбoтaют всего пять мoлoдыxcпeциaлиcтoв. Остальные – с большим педагогическим стажем, пенсионного или предпенсионного возраста. Решает кадровый вопрос директор так: привозят учителей из города, проводят «обмен» кадрами между своими школами, учителя из Ананьино ездят в Ермию, из Ермии – в Ананьино.

- Хорошо, что два года назад дали «Ниву» для подвоза учителей. Водитель безотказный, в свободное время и траву покосит, и мужскую работу в зданиях выполнит, - дорога в Ермию длинная, успела Нина Сергеевна и водителя похвалить.

Мы добрались до самого проблемного участка дороги – затяжная гора, даже уши заложило. Как сказал наш водитель, перепад высоты более 60 метров, он это еще со школы помнит: учился в Ананьино и всем классом на уроках физики с Василием Алексеевичем Глумовым замеряли разницу давлений на горе и под горой. Высоко, но красиво!

Подъезжаем к селу. Дома в Ермие – добротные, есть и новоделы, стоят в улице дружно, не разбегаясь по закоулкам.

- Кто-то всю жизнь здесь живет и облагораживает свой дом, есть те, которые на пенсии вернулись на «вечный зов» малой родины. Школьники одиноким пенсионерам помогают в чем могут.

Вот и школа. Сквозь янтарь берез видна красная яшма кирпичной кладки - зданию школы более ста лет!

- Школа 1912 года, в 67-м году был сделан пристрой, старшеклассники и кладку делали сами – видите, неровная какая! – директор погружает меня в историю родной школы. - 300 учеников тогда было, не помещались в одном здании. Но при мне больше 80 не было, сейчас 27 всего…

Проходим школьными коридорами, заглядываем в кабинеты: здесь – трое неправильную дробь изучают, там – коррекционные занятия с одним учеником. Ребят в школе сегодня еще меньше, чем обычно: часть уехала на экскурсию в Губаху.

- Пусть ребята путешествуют, мир увидят, и в Пермском крае есть на что посмотреть! – говорит директор.

В школе чисто, тепло и уютно, в пристрой можно пройти через переход, в котором разместились теплые туалеты и душевые комнаты. Есть спортивная комната: спортзалом ее не назовешь (раз волейбольная площадка не помещается), но для уроков физической культуры хватает. В одном из классных кабинетов, как привет из советского прошлого, прижалась к стене кирпичная печь. Нина Сергеевна гладит её ладошкой:

 - Раньше в каждом кабинете такая была, да не одна! В 1979 году мы уже систему отопления сделали. Печи убрали, а вот эта осталась, она хоть и не топится, но душу греет!

Ермия. Детский сад

В Ермие детский сад – через дорогу от школы, бегать директору недалеко. За весёлым оранжевым забором, несмотря на номер 13, счастливое детство для шести воспитанников.

- Всё в группе есть, всё новое, проблем с кадрами нет, только нет детей! – снова возвращаемся к боли всех российских сел. Сегодня в садике лишь четыре малыша, два дома болеют. Пыхтят, самостоятельно одеваются после сончаса. Откровенничают со мной: как зовут, сколько лет, почему двоих в садике нет – ничего не скрыли!

- Это моя мамочка нарисовала! – маленькая непоседа бросает одеваться и бежит к стене показать пальчиком на улыбающихся красочных смешариков. По словам Нины Сергеевны, главные «спонсоры» в детском саду – родители. Помогают трудом – где подкрасят, где смастерят. Личным примером показывают малышам, что нужно быть полезным обществу.

- Коллектив – главное богатство, - в который раз повторяет Нина Юминова. - Когда сотрудник работает с отдачей, тогда и есть результат. А когда педагоги работают командой и родители помогают – результаты лучше в разы. Лишь бы было, кого учить и воспитывать...

 

Сетевое издание "PRESS URALS" (Пресс - Уралье) Главный редактор – Шанчуров Е.Н. Электронный адрес редакции Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Учредитель Муниципальное автономное учреждение Информационный центр "Пресс-Уралье" Регистрирующий орган Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер реестровой записи Роскомнадзора серии ЭЛ № ФС 77 – 74952. Дата регистрации 01.02.2019. Информационная продукция 16+