032659.jpg

Сохраняя дистанцию

Как организовано обучение в карантин

Кошка забралась на стол и внимательно следит за движениями компьютерной «мыши». Внук катает по комнате офисный стул и мешает сосредоточиться. А преподаватель курса «Электрические машины и аппараты» Зоя Агзамова готовится проводить дистанционное занятие для своих студентов. Набирает логин и пароль, чтобы войти в систему. «Страница не найдена», – появляется надпись на экране монитора.

– Сегодня это уже не в первый раз, – сокрушается Зоя Михайловна. – Буду работать «ВКонтакте». Здесь можно не только переписываться, но и создавать сообщества, обмениваться изображениями, видеозаписями.

Неудобств и проблем при дистанционном обучении гораздо больше, чем при обучении очном. Одно дело - прочесть лекцию и задать несколько вопросов, чтобы понять, выполнил ли студент «домашку». Совсем другое - подготовить дистанционные задания, разместить их в системе, в режиме онлайн вести переписку со студентами и осуществить проверку выполненных заданий.

– По моему предмету в системе «Модуль» нет загруженных курсов обучения, – рассказывает преподаватель колледжа. – Система предлагает по теме 6 новых учебников, но я понимаю, что ни один студент не будет их читать. Поэтому разместила в системе дистанционного обучения собственные конспекты занятий, где всё «разжёвано». Добавила задания с контрольными вопросами и продублировала всё в соцсетях. А ещё нашла электронную версию двух старых учебников белорусского издательства, которых нет в «Модуле» (за годы работы убедилась, что эти авторы наиболее понятны для ребят), и даю ссылки на нужные параграфы и страницы данных учебников.

По словам Зои Михайловны, студентам очень непросто усваивать материал «на удалёнке», Почти все с нетерпением ждут, когда закончится карантин и начнутся обычные занятия.

Между тем преподаватель начинает переписку с одним из студентов:

– Добрый день! Когда начнёшь выполнять задания? В Мооdl заходил?

– Я пароль забыл.

– Восстанови через Ольгу Сергеевну Репину.

– Я на телефоне даже на сайт зайти не могу.

– Задания есть в беседе «ВК». Выполни и направь электронной почтой.

– У меня почты нет.

– Заводи, а пока высылай «ВКонтакте»…

Масса причин не выполнить задание и столько же способов списать...

– Сегодня получила одно выполненное задание, – улыбается преподаватель. – Студент забыл или не смог поменять фамилию товарища в колонтитуле списанной работы. А тех, кто совсем не выполняет задание, приходится искать через старосту и куратора группы.

Кирилл Сабирзянов, тоже студент колледжа, свои уроки делает вовремя.

– Я задания получаю через соцсети, а потом почти всё выполняю в тетради от руки, потому что практически все работы состоят из конспектов, – говорит Кирилл. По его мнению дистанционное обучение имеет свои плюсы и минусы. К плюсам молодой человек отнёс экономию времени на изучение материала и свободный график выполнения работ.

- К минусам я бы отнёс то, что некоторые мои товарищи не имеют доступа в интернет, поскольку живут в деревнях, поэтому они не могут выполнить задания, - добавляет Кирилл. - Есть предметы, по которым практически весь материал находится в электронных учебниках. Некоторые моменты были бы понятнее, если бы их объяснял учитель. А ещё мне не хватает живого контакта с остальными студентами.

– Проблемы есть, – подтверждает заместитель директора колледжа по учебной работе Эрик Николаев. – Но образовательный процесс у нас сейчас реализуется полностью. В основном через систему электронного дистанционного обучения «Модуль» (Moodle).

На сайте колледжа есть раздел дистанционного обучения. Студент выбирает свою специальность, изучаемую дисциплину и получает доступ к размещённым там образовательным курсам, которые разработали преподаватели колледжа. Студенты дома изучают новый материал, выполняют упражнения и размещают в системе выполненные задания. Преподаватели просматривают и контролируют, насколько справляется с учёбой каждый студент. Они тоже работают сейчас на дому и не посещают колледж.

Большая часть заданий ориентирована на использование студентами ресурсов электронных библиотечных систем BOOK.RU и Znanium.com. У каждого студента есть логин и пароль на доступ в личный кабинет для работы в этих системах. Преподаватель даёт ссылку на учебные пособия, и студент с любого места, где есть выход в интернет, имеет доступ к этим учебникам. 

– Помимо этого у нас есть доступ к инновационным программам мониторинга качества образования федерального института Йошкар-Олы, где предлагается два проекта, – продолжает Эрик Галинурович. – Система интернет-тренажёра, где студенты могут работать в режиме самообучения и самоконтроля, а преподаватели - контролировать процесс обучения. И система федерального интернет-экзамена, которая позволяет для каждого студента подобрать особые задания, ограничивает время их выполнения и исключает возможность списывания. 

С помощью этой системы в колледже планируют провести итоговые аттестации, если карантин продлят надолго.

В КПК и его филиалах обучается 2200 студентов, объединённых в 110 групп. По итогам мониторинга имеют доступ к программам и выполняют задания 95% студентов. По остальным 5% пока выясняют, в чём причина не-учёбы: технические проблемы или просто недисциплинированность.

– Те, кто хочет учиться, но сталкивается с техническими проблемами, дистанционно могут обратиться в учебную часть, где специалисты колледжа под руководством Яны Николаевны Накаряковой им помогут, – объясняет Эрик Николаев.  – Необходимые ссылки  постоянно размещаются на странице колледжа в «ВК». Есть проблемы владения компьютером у некоторых преподавателей старшего поколения. Они тоже могут приносить подготовленные задания в колледж. В учебной части им помогут разместить эти задания в системе, доведут ссылки на них до студентов, а потом направят преподавателю итоги выполненных студентами заданий для проверки и контроля.

В колледже планировали ввести в практику дистанционное обучение на видеоконференциях и вебинарах, где студенты могут видеть преподавателя, задавать через микрофон или печатать вопросы, просматривать предлагаемые презентации. Но для этого преподавателю нужно приходить в колледж, где имеется необходимое оборудование. Потому, пока объявлена нерабочая неделя, приостановили дистанционное обучение.

– До массового внедрения дистанционного обучения у нас уже был такой опыт, когда наш преподаватель из Чернушки читал лекции по сварке студентам бардымского филиала колледжа, – рассказывает Эрик Галинурович. – А по специальности «Информационные системы и программирование» в режиме видеоконференции проводил занятие старший преподаватель кафедры информационных технологий ПНИПУ. Поэтому, получив 16 марта распоряжение перейти на дистанционное обучение, мы уже 17-го приступили к учёбе. Это не стало для нас неожиданностью.

Посмотреть, как организовано дистанционное обучение, в Чернушинский политехнический колледж в эти дни приезжал начальник Управления профессионального образования Минобрнауки Пермского края Илья Бочаров. По его словам, наш колледж и в условиях карантина поддерживает репутацию одного из лучших учебных заведений среднего профессионального образования.

 

Сетевое издание "PRESS URALS" (Пресс - Уралье) Главный редактор – Шанчуров Е.Н. Электронный адрес редакции Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Учредитель Муниципальное автономное учреждение Информационный центр "Пресс-Уралье" Регистрирующий орган Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер реестровой записи Роскомнадзора серии ЭЛ № ФС 77 – 74952. Дата регистрации 01.02.2019. Информационная продукция 16+