IMG_81711.jpg

«Учитель года 2022». Названы имена лучших

Абсолютным победителем муниципального этапа конкурса «Учитель года 2022» стал учитель английского языка Рябковской школы Анатолий Катаев. В течение месяца 19 педагогов проходили конкурсные испытания, в финал вышли трое, которые стали лучшими в своих номинациях: Любовь Полковникова из детского сада №7 в номинации «Воспитатель», Наталья Замараева, учитель начальных классов из Ореховогорской школы, в номинации «Социально-педагогическая» и Анатолий Катаев из Рябков в номинации «Учитель».

Победителя среди финалистов жюри определило по итогам последнего конкурсного испытания - публичного выступления на заданную тему.

- Этот конкурс первый для меня, - признается «Учитель года 2022» Анатолий Анатольевич. - Сейчас меня переполняет чувство гордости и вместе с тем благодарности к людям, которые поверили в меня и поддерживали весь этот сложный месяц, - это мои коллеги и директор Рябковской школы Марина Вшивкова.

Спич и дискуссия - это единственные испытания, которые нынче прошли в очном формате:  из-за эпидемической ситуации уроки и визитки педагогам пришлось записывать на видео.

Сейчас карантинные ограничения сняты, и церемонию подведения итогов конкурса удалось провести «в офлайне», а точнее - в актовом зале гимназии. Поздравить участников и вручить им дипломы и награды пришли глава Чернушинского круга Михаил Шестаков, председатель Думы Андрей Галиханов, заместитель главы по социальным вопросам Елена Омелина, депутат Законодательного собрания по нашему округу Александр Козюков.  Александр Михайлович вручил дипломы участникам номинации «Мой дебют» – педагогам, работающим не более 3 лет. Это воспитатель детсада №13 Эльвира Гарифьянова, учитель физкультуры из второй школы Дмитрий Жилин и учитель английского из школы №1 Гульшат Тляшева, которая стала лучшей среди начинающих педагогов.

В номинации «Наставник», где участвуют педагоги-стажисты, диплом первой степени вручили учителю биологии школы №2 Светлане Лобес. В этой номинации также приняли участие учитель биологии первой школы Ирина Идрисова и учитель истории из Павловской школы Светлана Самарина.

По традиции на конкурсе работает и детское жюри – в его составе ученики десятых классов, которые вручают награду одному из педагогов. Приз ученических симпатий в этом году школьники отдали учителю математики гимназии Анастасии Дементьевой.

На этой неделе начался региональный этап конкурса «Учитель года 2022». Чернушку на нем представляют Любовь Полковникова в номинации «Педагог дошкольного образования» и Анатолий Катаев в номинации «Учитель общего образования». Поддержать чернушинских педагогов можно, проголосовав за них на сайте ug.iro.perm.ru

Замотивируйте учеников!

Победитель конкурса, учитель английского языка Рябковской школы Анатолий Катаев переехал в наш округ по программе «Земский учитель» 4 года назад из Екатеринбурга.  Место выбрал не просто так – отсюда родом его родители. О дальнейших планах в профессии, о своих учениках и учительских находках Анатолий Анатольевич рассказал корреспонденту Анастасии Бочкаревой.

 

Анатолий Анатольевич, победа в конкурсе – это стимул для Вас? Какие у вас педагогические планы?

- Конечно! Планирую продолжать искать новые педагогические приёмы, нарабатывать свою педагогическую копилку и использовать эти новинки на уроках, чтобы каждый учебный год был запоминающимся как для меня, так и для учеников.

Победителя конкурса выявило последнее испытание – спич-выступление на заданную тему. Какая тема досталась вам?

- Мне попалась тема воспитания – высказывание Адольфа Дистервега  (Прим. немецкий педагог) о том, что «воспитание воспитывает самостоятельность ученика». Я раскрыл эту тему через пример обучения вождению автомобиля. Школа, учитель или родитель направляют ученика или ребёнка на правильный путь, а конечной точкой этого пути будет его самостоятельность, готовность к дальнейшей жизни.

Какую цель для себя ставили, участвуя в конкурсе?

- Моей целью на конкурсе было показать свои возможности, и в том числе возможности сельской школы, в которой я работаю, доказать, что Рябковская школа может воспитывать педагогические кадры и показывать результаты на таких профессиональных конкурсах.

Что считаете главным в работе педагога?

- Самое главное - нужно любить детей. Всегда ответственно относиться к своим словам, поступкам. А также считаю важным показывать детям своим примером положительный жизненный опыт.

Темой конкурсного испытания на открытом уроке у вас были Олимпийские игры, как раз когда вся страна болела за российских спортсменов. Вы всегда актуализируете свои уроки? Считаете, так легче изучать английский?

- Да, стараюсь. Например, в 8-9 классах нынче мы разбирали посты в соцсетях на английском языке о Томе Холанде, актере из последней части фильма «Человек–паук». Ребятам было интересно. Понимаете, у учеников должен появиться мотив. Если мотива нет к обучению, то они не будут изучать мой предмет или какой-то другой. Сегодня другое поколение школьников – они не готовы читать большие книги, смотреть большие фильмы, им хочется информацию получать сжато: это какие-то видеоролики, посты.

Для школьников английский остаётся одним из самых сложных предметов, многие его до сих пор недолюбливают

- Заинтересовывать английским языком нужно с начальных классов. Например, когда дети сами начинают составлять несложные предложения – они получают свой опыт успеха в иностранном языке. Они должны понять, что сами это смогли. Так шаг за шагом этот успешный опыт позволяет им в дальнейшем понимать английский и успешно его изучать.

Педагоги-мужчины, хотя и вновь стали появляться, всё –таки пока редкость в наших школах. По вашему опыту у педагога мужского пола больший авторитет у учеников или нет?

- Скажу так: младшие классы больше доверяют, а вот старшеклассники всё-таки больше слушают учителей-женщин.

Вы переехали в деревню из города-миллионника. Не скучаете по городской жизни?

- Нет, не скучаю. Сельская жизнь более размеренная, спокойная, мне нравится заниматься огородом, например. А в крупные города я периодически езжу – в Пермь, Екатеринбург.

Кого сложнее учить – сельских школьников или городских?

- Ученики везде одинаковые. И там, и здесь есть те, кто хочет учиться, и те, с кем приходится труднее. Но здесь все друг друга знают, я знаю родителей своих учеников, и мне это нравится. Сельские ребята более открытые.

«Мне повезло со школой, а школе, надеюсь, - со мной»

- Если есть возможность себя испытать: проверить сильные стороны и выявить ошибки, - нужно обязательно использовать этот шанс. И плох тот учитель, который не мечтал бы стать «Учителем года», - так настраивалась на конкурс представитель школы №5 Алла Анатольевна Лаврушина.

В Чернушку она приехала накануне нового учебного года из-под Ростова по программе «Земский учитель».  С детства увлекалась танцами и музыкой, которая стала делом всей жизни.  В педагогике Алла Анатольевна  с 17 лет. Сегодня преподаёт музыку и хор, устраивает свой быт на новом месте и верит, что пустит крепкие корни на чернушинской земле. В самый разгар конкурсных испытаний Алла Лаврушина ответила на несколько вопросов нашего корреспондента Светланы Батраковой.

 

Алла Анатольевна, как вас встретил коллектив пятой школы?

- Если одним словом, то радушно. Именно неравнодушие - то, что я отметила в местных жителях с первого дня пребывания в Чернушке. Очень приятно, когда коллеги проявляют живой и искренний интерес к моим проблемам, к моей жизни и судьбе моего сына, заботятся, поддерживают. Поверьте, это дорогого стоит. Мне пришлось пожить в разных городах страны, в том числе и в столицах, но таких позитивных, искренних и отзывчивых людей мало где встретишь.

Многим из нас непонятно, как можно променять солнечный Ростов на уральскую глубинку?

- Так сложились семейные обстоятельства. Я ничуть не разочарована. А среди новых сильных сторон отмечаю, в первую очередь, людей, как я уже сказала. И может показаться странным, но у вас отличный климат: я впервые почувствовала настоящую, морозную, с большим количеством снега зиму, а не ветреное, пронизывающее степное межсезонье. На зимние каникулы была дома под Ростовом, замерзла гораздо больше, чем в Чернушке в минус 30! Здесь прекрасный воздух, я не могу им надышаться. И ещё один очень важный для меня момент: сын получает профессию рядом со мной, учится в чернушинском колледже.

Вы ведь приехали к нам как участник программы «Земский учитель». По вашему мнению, сегодня она является реальным решением кадровой проблемы на селе и в малых городах?

- Не сказала бы, что она глобально решает проблему, ведь школ, которые нуждаются в кадрах, много, а едут в них единицы. А конкретно в моём случае, считаю, что нам обоюдно повезло: мне - со школой, а школе - со мной (прим., смеётся). Надеюсь, это взаимно. Во всяком случае, хочу обосноваться здесь надолго.

Почему именно с педагогикой решили связать свою жизнь?

- Мой путь в педагогику начался за 400 километров от дома, когда после окончания техникума я поехала на практику. Тогда мне было всего 17 лет, а  уже стала Аллой Анатольевной, хотя некоторые ученики были всего на пару лет старше меня. После техникума был институт, а после - и консерватория. Можно было и дальше продолжить обучение, но нужно было думать о семье и быте. А вообще песни, танцы и живопись с детства сопровождали меня. Но всё-таки музыка оказалась сильнее. Моему сердцу одинаково близки и дороги и эстрадное, и джазовое пение, я с удовольствием и во всём колорите могу исполнять фольклор. А что касается пения академического, то это основа основ (прим., в этот момент собеседник с удовольствием подтверждает свои слова, исполняя одну из любимых песен под собственный аккомпанемент).  Всю свою жизнь я работаю по специальности. Это не просто профессия, но состояние души, наверное.

Даже в мои советские школьные времена музыка считалась второстепенным  и не самым обязательным предметом.  А сегодня, во времена ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, индивидуальных учебных планов и профилей, наверное, тем более. Не обидно за любимый предмет?

- Обидно, но всегда есть отдушина. Это по 3-4, а то и больше учеников из каждого класса, которых не нужно заставлять, которые с удовольствием приходят ко мне на хор. А что касается советского и современного подходов, то раньше акцент делали на пение как массовое исполнение, а сегодня - анализ музыкального произведения, это более правильный, грамотный подход, который даёт больше свободы и творчества. А мы только направляем учеников.

Насколько справедливо утверждение, что бывают люди без слуха и голоса? Или правы те, кто утверждает, что и то, и другое можно развить?

- Уверена, что искусство доступно всем, было бы желание. Учителю музыки как никому другому важно показать своё умение, важно удивить и вдохновить. К примеру, у меня в хоре есть такие немузыкальные технари, которые на уроках поначалу даже интереса-то не проявляли. А в хоре происходят настоящие чудеса: они солируют, показывают себя с совершенно другой стороны. Научить петь можно и нужно.

А часто вам приходилось встречать по-настоящему одарённых детей?

- В последние десять лет работала в дополнительном образовании. Дети  были разные. Были и обладатели губернаторской стипендии, и обладатели звания «Человек года», и участники престижных конкурсов в Москве и за границей. Горжусь воспитанницей, которая, приехав на конкурс в Ростов, заняла 1 место среди 67 участников в своей категории, хотя поначалу нас, «периферию», всерьёз не восприняли. Горжусь тем, что на моем прежнем месте работы в музыкальной школе сегодня работает моя ученица. С такими учениками я всегда на связи, радуюсь их успехам.

А в учениках пятой школы вы уже увидели подобный потенциал?

- Да вы же сами видели этих детей. У них глаза горят, после карантина мы соскучились друг по другу, они не скрывают этих эмоций. В музыке это тоже важно, а отлично петь мы обязательно научимся. Таланты среди учеников пятой школы есть, и вы еще услышите их имена.

Главное - «гореть» своей работой

В номинации «Учитель» школу №2 представляла учитель технологии Олеся Васюкова. Её царство - центр «Точка роста», где она преподает своим ученикам технологию по стандартам будущего. Сейчас во второй школе понятие «урок технологии» приобрело другое значение, это не просто - научить девочек шить и готовить, а мальчиков - стругать и пилить. Это ещё и программирование, и моделирование, и конструирование. Олеся Сергеевна рассказала корреспонденту Кристине Шестаковой  о своём пути в профессию, об уроках будущего и о творчестве в стенах школы.

 

Что для Вас значит участие в конкурсе «Учитель года»?

- В первую очередь, для меня это развитие. Мой девиз: «Мы развиваемся - только выходя из зоны комфорта», я ему и следую. Да, для нас, учителей, участие в этом конкурсе совершенно некомфортно, отнимает много времени и сил. Но в этот период мы совершенствуемся, ищем новые подходы и решения, это буквально точка роста.

Знаю, что у Вас было своё ателье. Как пришли к решению работать в школе? Не пожалели об этом?

- Нет, не пожалела, потому что шитьё остается со мной как хобби. А здесь  я развиваюсь в других направлениях. В школу шла с желанием ощутить какую-то стабильность, разгрузить себя от работы, потому что, когда организуешь своё дело, не остается времени ни на семью, ни на личную жизнь. Работаешь круглые сутки, с утра и до позднего вечера, без выходных и праздников. Придя в школу, я поняла, что времени свободного больше не стало (смеётся), но жизнь здесь интереснее. Самый большой положительный момент - это общение с детьми, мы с ними обмениваемся опытом, я учусь у них, они - у меня.

Получается ли у Вас реализовать свой творческий потенциал и вдохновение в стенах школы?

- Да! Во-первых, в школе мне есть где «развернуться». Я веду кружок «Арт-проект», где мы с детьми как раз занимаемся творчеством. Делаем фигуры (один из недавних - красный медведь из бумаги, это символ «Точки роста»), оформляем праздники (сцену и зал), создаём фотозоны, делаем подарки для ветеранов, например. Во-вторых, на уроках технологии мы шьём костюмы для постановок и школьных праздников. Сами придумываем фасоны, подбираем ткани. Чем не творчество?

Получается ли заинтересовать детей, ведь прикладные виды творчества нынче непопулярны?

Сетевое издание "PRESS URALS" (Пресс - Уралье) Главный редактор – Шанчуров Е.Н. Электронный адрес редакции Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Учредитель Муниципальное автономное учреждение Информационный центр "Пресс-Уралье" Регистрирующий орган Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер реестровой записи Роскомнадзора серии ЭЛ № ФС 77 – 74952. Дата регистрации 01.02.2019. Информационная продукция 16+