«Учитель года» в колледже
Традиционно февраль - время проведения конкурса «Учитель года». Предварительный этап – внутришкольный, его победители представляют свои учебные заведения на районном этапе. Далее - две недели конкурсных испытаний: открытые уроки и занятия, самоанализ и дискуссии, мастер-классы и публичные выступления. Из-за эпидемической они могут быть перенесены в онлайн.
Но в любом случае победителей определяют в каждой из пяти номинаций: «Учитель», «Педагог дошкольного образования», «Социально–педагогическая», «Дебют», «Наставник». Из их числа выберут абсолютного победителя. Он будет представлять округ в крае. Параллельно конкурс проходит и в профобразовании. В финал отбора конкурса, организованного КПК, из 26 участников вышли восемь конкурсантов. На этом этапе победу одержала Наталья Валерьевна Карлышева.
Из кондитерского цеха плывут облака ванильного аромата. Открытый урок у группы кондитеров проводит молодой педагог Надежда Жакова. Под её руководством первокурсники учатся украшать маффины. Несмотря на то, что у всех от волнения дрожат руки, розы и хризантемы из крема получаются идеальными.
- Мы едим глазами, - уверена Надежда Александровна. - А тем более кондитерское изделие мы выбираем именно по внешнему виду. Эстетика в нашем деле - на первом месте.
Особенно отличился Артем Петров, который мечтает в будущем стать шефом мишленовского ресторана. А пока превращает кексик в шедевр.
- Лучшими поварами и кондитерами не зря считаются мужчины, - уверен первокурсник. - Мы более целеустремленные, сосредоточены на карьере, знаем, чего хотим. Моя мечта - получить мишленовскую звезду.
Преподаватель Надежда Жакова на такие лавры пока не претендует. На этом конкурсе она выступает в номинации «Педагогический дебют».
Математическая красота
Оси координат и графики, коэффициенты и параболы на любой вкус. Первокурсники - АСУшники постигают премудрости способов преобразования функций. Постигают преимущественно персонально: ноутбуки связаны в единую систему, задания - индивидуальные, у преподавателя - общая картина. Если у кого-то из студентов возникают трудности, педагог сразу видит эти заминки и работает с отстающим индивидуально. Несколько минут - и на мониторах один за другим появляются изображения графиков. Так на координатную плоскость можно переложить любое движение: полёт мяча, парение парашюта, появление радуги на горизонте. Это красота математики. Именно про неё открытый урок дебютанта конкурса Елены Ефимовой.
- Для меня математика однозначно самая красивая наука. Всё, что происходит в нашей жизни, можно объяснить с точки зрения красоты математики, - говорит Елена Юрьевна. В краевом политехническом колледже она работает второй год, а участие в конкурсе для неё - маленькая победа над собой. – Прежде всего, мне хотелось презентовать программу «Геогебра», в которой я работаю и которую советую коллегам. Очень удобная, современная и методически грамотная программа. Я не ставила перед собой задачу непременно победить, но хотелось сделать определённый шаг на пути к профессиональному мастерству.
Во время анализа собственного урока Елена Юрьевна призналась, чего ей не хватило: ребята не с первого раза отвечали на вопросы, показалось, что тему усвоили не все, а главное - хотелось бы поставить только пятёрки…
- Для этих ребят представленная программы была новой. Не все сразу справились. Я готова позаниматься индивидуально. Для меня важно пробудить у них интерес к математике.
Орфографическая скважина
- Хотелось придумать что-нибудь такое, чтобы все ахнули, - делится участница конкурса преподаватель русского языка Наталья Карлышева. - Три дня мучений, ведь ничего не получалось. А когда успокоилась, идея пришла сама собой - нужно найти ответ на ключевой вопрос: «Как правописание связано с нефтедобычей?»
Её судьба с нефтедобычей связана прочно: дочь и жена нефтяника, живёт на улице Нефтяников и уму-разуму учит, в том числе будущих нефтяников.
О трудностях правописания приставок, суффиксов и окончаний, расшифровки аббревиатур, а также принципах языка, которые применяются, чтобы распознать орфограммы и применить нужное правило, учитель рассказывает просто, увлекательно и, конечно, с акцентом на будущую профессию.
- Грамотно писать должны все. Эти ребята ведь не только с технологическими процессами свяжут жизнь. Орфография - тема сложная, но она сопровождает нас повсюду. Ведь даже документы при приеме на работу нужно правильно заполнить.
Уроки оценивают лучшие педагоги колледжа, заместители директора, ветераны профобразования. Свой выбор сделает и студенческое жюри - активисты студенческой жизни и победители олимпиад. Так, свою оценку за «Орфографическую скважину» поставила студентка 3 курса Евгения Сальникова:
- Для меня главное - чтобы учитель донёс тему, ведь любая тема когда-нибудь в жизни обязательно пригодится. Урок мне понравился. Наталья Валерьевна доходчиво объясняла. У нас в колледже вообще все педагоги хорошие. И здорово, что на таких серьёзных конкурсах учитывается мнение студентов.
Прошлогодний победитель районного этапа и призер краевого конкурса «Учитель года» Тимур Хуснуллин сегодня непреклонен, хотя лучше других знает, каково это давать урок в «неродной группе» (прим., это обязательное условие конкурса), под пристальным взглядом жюри и соответствовать критериям:
- Оцениваются умения правильно выстроить урок с методической точки зрения, поддержать мотивацию ребят и даже просто хорошее настроение в группе. Важен самоанализ: осознать, где допустил ошибку, и сделать правильные выводы. Непредвиденные ситуации могут быть на любом уроке, поэтому каждый из них – как в первый раз. Этим и интересна наша работа.