IMG_72061.jpg

Успеть до 1 марта

Почему необходимо зарегистрировать право собственности и как это сделать?

Основа бюджетов и регионального, и местного - имущественные налоги. Именно на эти деньги реализуются программы по развитию территории. Для получения объективных данных необходимо, чтобы в Едином государственном реестре недвижимости (или ЕГРН) корректно отображались сведения как об объектах недвижимости, так и о правообладателях этих объектов.

В Чернушинском округе незарегистрированными остаются более 14 тысяч объектов недвижимости, это около половины всех имеющихся объектов капитального строительства! И времени, чтобы зарегистрировать право собственности, осталось совсем мало. Об этом нам рассказала Римма Зарипова, начальник Чернушинского отдела Управления Росреестра по Пермскому краю.

 Римма Загитовна, почему сложилась такая ситуация в Чернушинском округе, что отсутствуют сведения о собственниках более 14 тысяч объектов недвижимости и какая работа проводится Росреестром в данном направлении?

- В 2021 году в некоторых регионах России стартовал эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости. В число пилотных территорий вошли Иркутская область, Краснодарский край, Татарстан и Пермский край.

Цель этого проекта - объединить разрозненные ресурсы, содержащиеся в информационных системах государственных и муниципальных органов власти, систематизировать и исключить их дублирование. За счет этого поиск актуальной информации о земле и недвижимости станет проще и доступнее для людей, повысится эффективность управленческих решений, полнота и точность данных.

Базовый эталонный ресурс для создания ЕИР - Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Наличие полных и достоверных сведений в ЕГРН обеспечит защиту собственности при совершении сделок, позволит включить в оборот неиспользуемые объекты недвижимости, а также поможет  реализовать инвестиционные проекты и эффективно управлять земельными ресурсами в округе.

Управление Росреестра и ОМС проводит масштабную работу в этом направлении. Утверждена дорожная карта (комплекс мероприятий для достижения конкретных целей), установлены целевые показатели.

В 2021 году в ЕГРН внесена информация о более 7 тысячах собственников объектов недвижимости, находящихся в нашем округе.

 

Как вы выявляете правообладателей объектов недвижимости?

- Есть закон, который предусматривает процедуру внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости. Проще говоря, цель - разыскать владельцев недвижимости, не оформивших свои права на землю, здания, квартиры и другие объекты недвижимости. В Чернушинском округе таких 14 тысяч, как мы уже говорили. В том числе 5 тысяч земельных участков и около 9 тысяч ОКСов.

Следует отметить, что закон не отменяет существующую систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Я призываю чернушан, имеющих на руках документы на ОКСы, земельные участки, удостоверенные органами БТИ, земельным комитетом до 17.05.1999. то есть до момента образовании на территории  Чернушинского городского округа органа регистрации, обратиться в ОМС или МФЦ для подтверждения своих ранее возникших прав. Данная процедура для них бесплатна. Для тех, у кого права возникли позже, госпошлина составляет 350 рублей.

Напомню, что ранее возникшими правами на  недвижимое имущество считаются права, которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (до 31 января 1998 года), которые признаются юридически действительными. Однако данные права необходимо подтвердить, т.к. сведения о них отсутствуют в ЕГРН.

 

А если гражданин будет не согласен с тем, что он будет являться собственником объекта?

- Если гражданин получит проект решения о выявлении его как правообладателя конкретного объекта недвижимости и не будет согласен с этим, то он вправе направить возражения в ОМС в течение 45 дней. 

 

Может ли собственник, не дожидаясь от администрации решения о выявлении, обратиться с заявлением о регистрации своего права?

- Безусловно! Закон не ограничивает граждан в возможности зарегистрировать права по своему усмотрению, т.к. государственная регистрация носит заявительный характер.

 

Какие объекты недвижимости признаются ранее учтенными?

- Ранее учтенными признаются объекты, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (до 31 января 1998 года),  государственный кадастровый учет которых не был осуществлен, а также объекты недвижимости,  поставленные на технический и государственный кадастровый учет до вступления в законную силу Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», т.е. до 01.03.2008 года, но права на которые не зарегистрированы.

Документами, подтверждающими права на ранее учтенный земельный участок, могут быть:

— Свидетельства о государственной регистрации права собственности старого образца;

— Государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей;

— Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок;

— Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка;

— Договор аренды земельного участка, срок которого не истек, и другие документы.

Права на ранее учтенные объекты капитального строительства могут быть подтверждены документами, выданными до 31.01.1998 года.

 

Для чего необходима государственная регистрация прав на недвижимое имущество?

- Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это единственное доказательство возникновения права, право может быть оспорено только в судебном порядке.

Но каждый гражданин должен понимать, что наличие информации о нем как о собственнике объекта недвижимости  прежде всего необходимо ему самому. Лишь став полноправным «хозяином»  имущества, он вправе реализовать свои права по своему усмотрению: продать, подарить, завещать или совершить иные гражданско-правовые сделки.

У правообладателя возникает  право использования права в различных жизненных ситуациях, например, при получении судбсидий, компенсационных выплатах, своевременным информированием его о налагаемых на его имущество запретах и арестах.

Информацию ЕГРН используют органы  государственной власти и местного самоуправления при принятии решений о предоставлении земельных участков, при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Суды используют указанную информацию при рассмотрении споров о правах на недвижимость, нотариусы – при открытии наследства и определении наследственной массы, кредитные организации – при одобрении кредита.

При наличии сведений в ЕГРН собственник в любое время вправе получить копии правоустанавливающих документов, при наложении арестов либо запретов собственник будет уведомлен в срочном порядке.

 

Какие риски несут недобросовестные собственники недвижимого имущества?

- Они могут лишиться своей недвижимости при совершении мошеннических действий. Недвижимость может быть признана бесхозяйным имуществом и передана в собственность другому лицу. Граждане могут быть признаны нарушителями земельного законодательства и получить штраф в размере от 5000- 10000 рублей.

Кроме того, правоустанавливающие документы по ранее возникшим правам в силу давности их выдачи ветшают, приходят в негодность, могут быть утрачены. И тогда доказывать свои права придется в суде, что повлечет дополнительные расходы.

Покупатели при покупке объекта недвижимости ориентируются на сведения ЕГРН для проверки чистоты сделки, соответственно, при отсутствии права могут отказаться от совершения сделки.

 

Рискует ли собственник земельного участка лишиться его в случае отсутствия зарегистрированного права?

- Сведения о земельных участках, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), имеют различный статус. В настоящее время сведения об участке должны иметь статус либо «актуальные», либо «архивные».

Вместе с тем случается, что сведения о земельных участках, содержащиеся в ЕГРН, могут иметь и другой статус – «временные».

Ранее, до 2017 года, при постановке земельных участков на государственный кадастровый учет, сведениям о вновь образованных земельных участках присваивался статус «временный». Для того чтобы такие сведения перестали быть временными и получили статус «актуальные», на образованные земельные участки должны быть зарегистрированы права.

Срок, в течение которого должна была совершиться регистрация права, составлял 5 лет со дня постановки на кадастровый учет земельного участка.

Соответственно, если права на такие земельные участки не появятся в ЕГПН до 01.03.2022 года, то такие земельные участки будут сняты с кадастрового учета и процедуру предоставления и формирования земельного участка необходимо проходить заново. И нет гарантии, что вам будет предоставлен нужный земельный участок.

 

Как можно дополнительно защитить свою недвижимость, если права на неё зарегистрированы в ЕГРН и если, например, украли документы либо собственник просто опасается за сохранность своего недвижимого имущества?

- Каждый владелец недвижимого имущества вправе подать заявление в МФЦ о том, что сделки с принадлежащим ему имуществом могут производиться только при его личном участии. Наличие такой записи является основанием для возврата без рассмотрения заявления, предоставленного на государственную регистрацию прав другим лицом даже по доверенности.  Такая запись вносится бесплатно на основании заявления правообладателя. Для оперативности обмена информацией рекомендую гражданам при обращении в МФЦ обязательно сообщать адрес своей электронной подписи.

А также предлагаю всем гражданам использовать официальный сервис Росреестра «Личный кабинет правообладателя», в котором пользователь сможет просматривать информацию о принадлежащих ему объектах недвижимого имущества, а также информацию о происходящих операциях с объектами недвижимого имущества.

 

До конца 2022 года действует программа догазификации, будет ли являться препятствием для участия в ней отсутствие государственной регистрации прав на объекты недвижимости?

- Бесплатно газифицироваться смогут только те участки, дома на которых стоят на кадастровом учете и права на них зарегистрированы. То есть, если у владельцев имеются документы, подтверждающие право собственности на земельный участок и индивидуальный жилой дом, то они смогут воспользоваться этой программой.

Если у собственника соответствующих документов нет, то для участия в программе ему необходимо сначала оформить право собственности на земельный участок и дом и уже после этого подать заявку на проведение газовой трубы.

 

Что необходимо предпринять собственникам объектов недвижимого имущества, которые пожелают зарегистрировать свои ранее возникшие права?

- Проинвентаризировать имеющиеся в пользовании документы, при их наличии самостоятельно обратиться либо в любой удобный офис МФЦ, в г.Чернушка по ул.Коммунистическая,9, либо в ОМС по адресу: г.Чернушка, ул.Юбилейная,21, где ваши документы проверят, посоветуют при отсутствии – где их можно получить.

 Мы также готовы оказать гражданам любую консультационную помощь по вопросам государственного кадастрового учета и государственной регистрации по адресу: г.Чернушка, ул.Мира, 29 или по телефону 4-81-12.

Важно помнить, что при государственной регистрации прав на ранее учтенные объекты недвижимого имущества платить государственную пошлину не требуется!

 

А каков размер государственной пошлины на земельный участок и расположенный на нем жилой дом, права на которые возникли уже после 1999 года?

- Для регистрации прав на жилые дома и земельные участки необходимо уплатить государственную пошлину в размере 350 рублей.

 

В какие сроки осуществляются учетно-регистрационные действия?

- Срок государственного кадастрового учета и государственной регистрации в настоящее время составляет 7 рабочих дней, срок регистрации по единой процедуре - 12 рабочих дней. Но граждане и юридические лица, обратившиеся в регистрирующий орган в электронном виде через официальный электронный сервис Росреестра, получат документы в сокращенные сроки.

 

 

Сетевое издание "PRESS URALS" (Пресс - Уралье) Главный редактор – Шанчуров Е.Н. Электронный адрес редакции Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Учредитель Муниципальное автономное учреждение Информационный центр "Пресс-Уралье" Регистрирующий орган Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер реестровой записи Роскомнадзора серии ЭЛ № ФС 77 – 74952. Дата регистрации 01.02.2019. Информационная продукция 16+