IMG_32081.jpg

В Чернушке прозвучал «Варшавский набат»

Премьера от Народного театра

— В момент погрузки детей в товарные вагоны, когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:

— Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.

— А дети?

— Дети поедут в лагерь. Но вы можете покинуть вагон.

— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.

Сюжет пьесы советского драматурга Вадима Коростылёва «Варшавский набат» основан на реальных событиях. В основе - судьба известного польского педагога, писателя, врача и общественного деятеля Януша Корчака, погибшего вместе со своими воспитанниками из школы-интерната в лагере смерти Треблинка в августе 1942-го года. В год 75-летия Великой Победы пьесу играют многие театры. Например, «Варшавский набат» должен был открывать 45-й театральный сезон в Вологодском ТЮЗе. Но и там, и у нас премьеру пришлось перенести с весны на осень.

- Мы готовили спектакль на апрель и победный май, мечтали, чтобы его увидели все чернушане, - сокрушается Лидия Федоровна, - но вот пришлось перенести, несколько актеров-старшеклассников уехали в вузы, пришлось делать замены. Вновь к репетициям приступили только в сентябре, и то с ограничениями - по пять человек на репетиции.

Место действия в постановке - оккупированная фашистами Варшава, а точнее Варшавское гетто (Прим. район, куда немцы принудительно выселяли евреев) и концентрационный лагерь Треблинка. Но автор - словами своих героев - называет местом действия человеческую совесть.

- Вот мы пришли к вам, пришли и не знаем, как начать... Потому что нас слушают и взрослые, и дети, - говорят герои в начале спектакля.

Как рассказать леденящую душу историю детям? Но и не рассказать нельзя - ведь говорят тоже дети, те самые, которые погибли в газовых камерах самого зловещего лагеря смерти Второй мировой. Эти вопросы автор задаёт в самом начале и на протяжении всей постановки - забыть или помнить? Надо ли сейчас?

Главные роли в спектакле наравне со взрослыми актерами исполняют участники юношеской студии театра. В роли подростков Млады и Млодека старшеклассница гимназии Екатерина Девяткова и студент колледжа Матвей Хабибов. Для ребят это первые серьёзные актерские работы.

- Никаких смешков здесь быть не должно, мы пытаемся донести до зрителей очень серьезные и важные вещи. Сложно передать весь ужас происходящего, ведь мы этого никогда не испытывали. Но Лидия Федоровна много с нами беседовала о событиях, происходивших больше 75 лет назад, мы смотрели фильмы, читали документалистику, - делится Матвей Хабибов. 

Его герой Млодек одним из первых понимает, что происходит и куда увозят детей, а вот Млада считает всё происходящее игрой и, как многие дети, пытается защититься, придумывая себе другой мир - без войны.

- Млодек, хорошо было бы уехать туда, где вообще нет неба, - говорит героиня. - Ведь если нет неба, негде летать самолётам, значит, и нет бомбёжек.

Обезоруживающая детская вера в добро, людей, даже в тех, кто её не заслуживает, противостоит в «Варшавском набате» абсолютному злу ХХ века - фашизму и холокосту.

Роль Януша Корчака - Учителя, как его называют воспитанники - играет Виктор Оглезнев. Януш Корчак вошел в газовую камеру вместе со своими воспитанниками, хотя фашисты предложили ему спасение. Он не оставил детей, до последнего держа за ручки самых маленьких и рассказывая им сказки...   Учитель - единственная защита детей и их опора. Как описать и выразить на сцене, что творится в душе человека, знающего, что детей обрекли на смерть? Сыграть мужество и выдержку, которые понадобились взрослому, чтобы облегчить последний путь детей...

Непросто исполнять и роли злодеев. Примерить немецкую форму и перевоплотиться на время пришлось и юным героям театра.

- Сначала было очень трудно даже просто читать пьесу, а не то что говорить эти слова: про то что дети - не дети, а человекоединицы. Не верится, что всё это было на самом деле, - говорит 13-летний актёр Артём Черепов. - Но роли злодеев тоже кто-то должен играть, и нам с ребятами пришлось вживаться в образ, идти и играть.

Вжиться в роли молодым актерам помогали ветераны театра. Ивану Зворыгину не раз за свою актёрскую карьеру приходилось играть немцев.

- Это самое сложное, пожалуй. Совершенно неприемлемо для души русского человека, - говорит Иван Зворыгин. - Но раз надо сыграть, значит надо! Актёр должен уметь абстрагироваться.

Очень сильная сцена, которая заставляет содрогаться - диалог между оберштурмбанфюрером СС  Конрадом Вольфом и его женой Маргаритой. Этот диалог существует только в голове фашиста, и фактически это разговор с той самой совестью. Жена говорит ему: «Ведь это дети, Конрад!» А он, отвечая и Учителю, и своим мыслям, произносит: «Солдатам фюрер сделал идеологическую операцию. Он сказал: «Пусть каждый запрет свое сердце на ключ, и этот ключ отдаст мне. В битве за будущее победят лишь те, у кого сердца заперты на ключ. Я в ответе за вас перед богом!». Да, у меня руки музыканта. Я играл Баха и плакал. Гете, Шиллер – прочь! Только портреты героев третьего рейха! Только марши! Все в ногу! Друм-линкс-цвай-драй. Друм-рехт-цвай-драй! Кто не в ногу – тот враг! Мы солдаты!»

«Варшавский набат»  уже  гремел на чернушинской сцене 20 лет назад в год 55-летия Победы. Но тогда, как говорит режиссер театра Лидия Наговицына, задачи спектакля об ужасах второй мировой были совсем другими:

- Если 20 лет назад абсолютное зло со стороны нацистсткой Германии было понятно всем, то сегодня мы говорим со зрителями и даже с нашими актерами, объясняя, что это было действительно зло. Многие старшеклассники, студенты начитались книг Гитлера, других авторов, которые рассказывают о том, как страдали немецкие солдаты. У нашей молодёжи сегодня немножко перевёрнутое сознание. Ей приходится объяснять элементарные вещи - например, что мы были освободителями.

Из-за коронавирусных ограничений пока спектакль - только для старшеклассников и студентов. Причём, каждое учебное заведение будут приглашать на постановку отдельно. Первыми премьеру увидели старшеклассники гимназии, сегодня - ученики пятой школы. Но актеры надеются, что вскоре «Варшавский набат» смогут увидеть все чернушане. И ответить себе на главный вопрос - надо ли помнить и рассказывать сейчас? 

Сетевое издание "PRESS URALS" (Пресс - Уралье) Главный редактор – Шанчуров Е.Н. Электронный адрес редакции Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Учредитель Муниципальное автономное учреждение Информационный центр "Пресс-Уралье" Регистрирующий орган Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер реестровой записи Роскомнадзора серии ЭЛ № ФС 77 – 74952. Дата регистрации 01.02.2019. Информационная продукция 16+