32687.jpg

Вернувшийся из забвения

Калиновскому храму 140 лет

До сих пор многие чернушане даже и не знают, что уже почти год в с. Калиновка действует храм. А что он там когда-то был, помнят разве что старожилы села. И вот 14 декабря эта церковь будет праздновать памятную дату – 140 лет со дня освящения.

Святитель Николай, так почитаемый на Руси, стал покровителем и небольшого, но живописного села Калиновка в уральской глубинке. Именно в его честь освятили здесь 1 декабря (по старому стилю, ныне это 14 декабря) 1881 года церковь, построенную на средства прихожан. Из сохранившихся документов Государственного архива Пермского края мы знаем, что «здание церкви было деревянное на каменном фундаменте с такой же колокольней. Над храмом возвышался один купол. Снаружи церковь была обшита тесом, покрашена белой краской, крыша покрыта железом. Внутри церковь была оштукатурена, на стенах имелась живопись». В длину храм составлял 21,3 м, в ширину 11,5 м. Вокруг храма на расстоянии 57,5 м вокруг располагалась  изгородь.

Прихожан на 1882 год в храме было 932 человека. Здесь получали окормление жители деревень Коробейникова, Деменева, Кандалы, М.Тат, Осиновка, Капкан, Ключи. К 1903 году в Свято-Никольскую церковь с.Калиновка стали приходить и жители деревень Сергеевка, Гари, Вшивкова. Сейчас и названия многих из них не сохранились.

Для любого храма большим событием является посещение правящего архиерея. Скромный сельский храм в Калиновке удостоился в 1905 году принимать епископа Пермского и Соликамского.

О том, какое место занимали Бог, вера, церковь и приход в жизни крестьянина, красноречиво говорит тот факт, что при многих храмах создавались школы. Церковь была центром обучения и культуры. Так и в с. Калиновка в 1882 году по просьбе прихожан и при содействии священника Фёдора Соколова при церкви была открыта одноклассная церковно-приходская школа с трехгодичным сроком обучения.

Учителями были, как правило, служители церкви, так как на селе они были наиболее образованными людьми. С 1882 по 1895г. учителем Калиновской церковно-приходской школы был псаломщик П. А. Мухин. За примерное обучение детей он дважды был награжден денежной премией по 20 рублей. В первые годы после открытия школы в Калиновке дети занимались на дому у священника и в церкви. В 1886 году на деньги Пермской епархии и при помощи сельской общины в селе была построена деревянная просторная, светлая школа, разделенная на классы. В это же время начала работать церковная библиотека при школе. Известно, что в 1916 году во всех классах обучалось 38 детей из Калиновки, Деменёво, Сергеевки, Осиновки и других деревень.

После революции 1917 года по всей России начали закрывать церкви. Не избежал этой участи и калиновский храм. Разрушение прихода было долгим и мучительным. Сначала к 1920 году у церкви была отобрана усадебная земля (почти 5 гектаров), пахотная земля, которая кормила церковнослужителей (около 99 гектаров), сенокосная (около 10 гектаров). К 1922 году от этих угодий у церкви остался лишь 1 гектар. Как писал в одном из отчетов священник: «Земля вся отобрана обществом…» Дом священника был отдан под школу. Из 900 человек прихожан за 7 лет революции в списке общины осталось лишь 53 человека. И с каждым годом их становилось все меньше.

В 1930 году храм закрыли без согласия верующих. В тот момент ни священника, ни людей, входящих в церковный совет, не было дома. Их отправили на лесозаготовку в Верх-Камский. По возвращении домой верующие стали просить об открытии церкви. Решением ВЦИКа в этом же году храм открыли, а лиц, нарушивших закон о религиозных объединениях, привлекли к ответственности. Для представителей власти было важно записать, что согласие на закрытие храма дали сами жители. Еще пять лет прихожане «выиграли» у советской власти. И в храме святителя Николая Чудотворца совершалась литургия, молились люди за свои семьи, за родное село, страну.

Окончательно закрыли калиновскую церковь в 1935 году. Как это часто бывало, чтобы «по закону» разогнать приход, проводились показательные собрания, на которых активисты голосовали за закрытие.  Такое собрание колхозников и единоличников созвали 1 октября 1935 года. Единогласным решением с формулировками, что «религия является дурманом народа», «тормозом в деле социалистического строительства», «гнездом вредительства колхозного строя», храм закрыли и передали под клуб. Купол с церкви сняли, роспись закрасили или совсем уничтожили, на месте алтаря сделали сцену, и зазвучали в месте молитв концерты. Люди быстро забыли, что это Дом Божий, и шли сюда на танцы, собрания, в кино…

С 1990-х годов для восстановления исторической справедливости церковные здания стали возвращать верующим. Но храм в с. Калиновка передали лишь в прошлом году, когда клуб перевели в здание администрации села. Для селян это стало радостным и долгожданным событием, поскольку вопрос о возвращении храма возник еще в начале 2000-х годов. Тогда калиновцы начали сбор необходимых документов для регистрации прихода. Активную  поддержку в этом им оказывали тогдашний благочинный протоиерей Алексий Безукладников, настоятель Рябковского прихода Гавриил Сазонов; позднее – священник Олег Карпеев. По сути, тогда уже сложилась община. И вот, наконец, эти люди обрели долгожданный храм.

С радостью и теплом многие теперь заботятся о Божьем доме. Как и их предки 140 лет назад, они на собственные средства делают ремонт, заготавливают дрова, содержат небольшой, но теперь уже свой родной храм. Периодически, обычно по большим праздникам,  от 10 до 30 человек собираются на молебны и панихиды помолиться о нуждах родных, поблагодарить Бога, попросить о прощении грехов умерших родственников, друзей. После общей молитвы люди остаются на чаепитие и беседуют с батюшкой. Окормляет приход священник Алексий Глумов, настоятель храма Рождества Христова с. Рябки.

Накануне передачи храма  верующим в церковной ограде установили памятный крест - на предположительном месте захоронения священников Федора Соколова, первого настоятеля Калиновского прихода, и Дмитрия Мамина. Кстати, родственника того самого писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка,  чьи рассказы и повести мы так любили читать в детстве. Могилы священников находились в забвении уже долгое время. Да и в самом деле, кто станет ухаживать за могилами на территории «клуба»...

С просьбой найти захоронение прадеда священника Дмитрия Дмитриевича Мамина в Пермскую епархию несколько лет назад обратился Николай Карасев, председатель Санкт-Петербургского отделения Уральского историко-родословного общества. С этого начались поиски. Настоятель Покровского прихода д. Зверево Олег Карпеев и православный краевед Ольга Котова опросили жителей с. Калиновка, вместе с ними расчистили место предполагаемого захоронения от мусора, веток, кустов. Из Перми приехали священник Сергий Костыркин и монахиня Сергия, которые с помощью специального оборудования нашли одну из могил. Так был установлен памятный крест, который освятил благочинный Сергий Пашкевич

Ещё с одним именем связана Калиновская церковь. Это священномученик Николай Бельтюков. 4 сентября 1894 года Николай Бельтюков был рукоположен в сан священника и направлен на служение в Николаевскую церковь села Калиновского Осинского уезда (тогда Калиновка так именовалась). Однако служение отца Николая  здесь продолжилось менее года. Уже 30 мая 1895 года из-за болезни был «почислен за штат» его дед – протоиерей Иоанно-Предтеченской церкви села Култаево Андрей Бельтюков. И отец Николай Бельтюков стал вместо деда настоятелем култаевской церкви. Там он прослужил 23 года до дня своей мученической кончины в декабре 1918 года.

Через 100 лет, 6 августа 2018 года, его мощи были обретены (найдено захоронение). Судебно-медицинская экспертиза подтвердила, что это именно мощи канонизированного новомученика Николая Бельтюкова. Так что и у нас есть свой святой покровитель и ходатай перед Богом из новомучеников. И мы верим, что молитвами святых угодников Божиих, среди которых множество новомучеников, возвращаются, реставрируются храмы, зажигается вновь вера в душах людей, не прекращается молитва к Богу.

                                                                                                                                                                                                                  Елизавета Усанина

 

 

Сетевое издание "PRESS URALS" (Пресс - Уралье) Главный редактор – Шанчуров Е.Н. Электронный адрес редакции Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Учредитель Муниципальное автономное учреждение Информационный центр "Пресс-Уралье" Регистрирующий орган Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер реестровой записи Роскомнадзора серии ЭЛ № ФС 77 – 74952. Дата регистрации 01.02.2019. Информационная продукция 16+