Весна души
Отец Сергий - о вере, надежде и любви
Отец Сергий – личность для Чернушки знаковая. За 10 лет, что живёт здесь, этот человек сделал для нашей малой родины больше, чем многие за всю жизнь, он подарил нашему городу новый облик. Накануне Великого поста мы встретились в храме, но беседа с привычных «что можно, что нельзя в пост» развернулась в совсем иные плоскости, захватила географически – тысячи километров, а с точки зрения времени – век, а то и более. Откуда берутся такие люди, что ими движет, что вдохновляет? И что волнует прямо сейчас?
- Прямо сейчас я переживаю, что сломали сосенку возле храма. Тракторист чистил снег и выдернул её, закинул на сугроб. Ведь видел, что там дерево, но не остановился. Я настолько расстроился, даже предлагал водителю: раз ты не можешь, давай я сяду.
А Вы умеете с трактором управляться?
- Конечно. Во время сенокоса часто приходилось работать на тракторе. Даже на комбайне папе немного помогал. Так что да, умею.
У Вас было деревенское детство?
- Место, где я родился, - это скорее большое село, тысяч 5-7 жителей. Но домашнее хозяйство было у всех. Народ там, в Брестской области, очень работящий. Родители ещё до недавнего времени держали скотину. А раньше были и корова, и лошадь, и по мелочи живность. И соток 50 земли, это без сенокоса, - под картошку и прочее. Мы, дети, родителям, конечно, помогали. Нас четверо – три брата и младшая сестра.
У меня было счастливое детство: большая дружная семья, много друзей, спорт. В то время у нас в селе была школа гребли, которая гремела на весь Союз. Я тоже занимался греблей. Мы вообще со спортом дружили очень. Всё успевали: и родителям помогать, и на тренировки бегать. Днём косишь, а вечером – на тренировку. Сил хватало – потому что это молодость. Я смотрю сейчас на своих детей – без лукавства скажу: это вялость какая-то. У нас не так было.
Отец Сергий, Вы не единожды рассказывали, что выросли в традициях православия…
- Я не был воцерковлённым, но мы причащались, мы ходили на большие праздники в церковь, я немного посещал воскресную школу…. «Праздник – это свято», - до сих пор говорят у нас. И мы одевались красиво, шли к церкви (места в ограде могло и не хватить – так много было народа на пасху), там общались. Это тоже положительное, когда ребёнок привыкает праздникам радоваться, проводит их в отдыхе. Так учатся отдыхать, чтобы потом в праздники не только вину радоваться…
А вообще хочу сказать: я был ребёнком советского времени. Но в советском воспитании много хорошего было. Это те же заповеди, взятые из Священного Писания, только трактовались по-другому: уважать старших, стариков, не воровать, ценить дружбу. Это и есть христианство. Ведь главное в христианстве – это любовь. Тому же учили нас и родители.
Ещё в школе был упор на трудовое воспитание, и это то, чего сейчас не хватает, по моему мнению. Я бы, например, хотел, чтобы мои дети иногда и снежок какой-нибудь бабушке почистили. Но сейчас же весь труд детский под запретом. А зря.
Но как удалось в советское время в ваших родных местах сохранить православные традиции? У нас на Урале совсем другая история православия в этот период.
- Да, здесь более жёстко искореняли веру. И это факт. Посмотрите: архиепископа Пермского Андроника заставили копать себе могилу, а потом расстреляли. Епископа Соликамского утопили. Во храмах обустраивали овощехранилища, конторы какие-то, клубы. И старались как можно сильнее осквернить – например, делали в алтарном пространстве туалеты… Всё безбожно уничтожалось. И сейчас вот плоды: люди не знают толком, зачем, например, ребёнка крестить. Это очень часто, поверьте. Не знают, зачем крест нательный носят. Смысл поста не понимают - 95% связывают его с едой…
Главное-то отличие - у меня на родине храм никогда не был закрыт. Ни на день. А вот клуб всегда закрывался на Пасху. Всегда! Видите, какой контраст… Наш храм даже немец не тронул. А ведь мы были под оккупацией до 1944 года. Население в лесах спасалось, жили в землянках, в шалашах. Мне эта тема очень интересна, я постоянно папу расспрашиваю, а ему дед рассказывал. Когда фашисты уходили, они сожгли огромное село подчистую, всё село – до единого дома. Только деревянная церковь осталась…
Когда Вы поняли, что хотите стать священником?
- Я пошёл за старшим братом. Ещё перед армией я знал о его намерении стать священником. И пока я служил, много думал об этом.
А где Вы служили?
- В Белоруссии. В инженерных войсках. Призывался в 1997 году. Я считаю, что был плохим солдатом (смеётся). Хотя в армию идти я очень хотел, даже переживал, что не возьмут. Я считал: раз я мужчина, должен отслужить в армии. Но ожидал совсем другого. Мало свободы, глупые какие-то законы, наряды эти бесконечные. Мы обслуживали базу техники, но до самой техники нас особо не допускали. Ходили в караулы, охраняли склады…
И вот во время этих караулов Вам приходит неожиданное решение – стать священнослужителем?
- Я объясню. У меня из одноклассников шестеро стали священниками. Для нас это был совершенно естественный и даже престижный выбор. Мы так росли. Было нормально – идти в семинарию. Это здесь дико, 15 человек не могут собрать со всего края в семинарию… Хотя потихоньку ситуация меняется.
Вот брата позвал в Пермь друг, а потом и я приехал – учиться. Перед тем как принять сан, вернулся на родину – за своей будущей женой, которую полюбил ещё в школе. Мы сыграли большую свадьбу и уехали на Урал.
Она Вас никогда не укоряет, что ей пришлось уехать с родины, отказаться от карьеры?
- Ну, я это всё по-другому вижу. Жена – помощница мужу. Она же вышла замуж, и я считаю, что удачно (смеётся), значит, должна за мужем следовать. Если серьёзно: муж и жена – это единое целое. Мы много вместе прошли – оторванность от родных, переезды, съёмные квартиры. Галина во всём меня поддерживает, мы живём дружно, воспитываем дочек.
После рукоположения Вас направили в Куеду. Что запомнилось Вам из тех первых дней на новом месте?
- Помню, приехал на автобусе туда, спрашиваю у встречной бабушки: «А где тут у вас церковь?» Она отвечает: «Нету церкви». Я был в замешательстве. Но потом как-то объяснили прохожие, показали. Там был приход в здании бывшего детского садика. Маленькое деревянное помещение. Тесное, душное, с низкими потолками. Я понял, что нужно строить храм… И почти сразу занялся этим вопросом. Параллельно мы восстанавливали Аряжский храм, которому 185 лет. Начали в нем ремонт, восстанавливали роспись - одним словом, возвращали исторический вид. Мне очень интересно было этим заниматься. Потом построили ещё храм - в Старом Шагирте. Затем часовню на куединском кладбище. А после владыка благословил меня в Чернушинское Благочиние.
И Вы приехали сюда и начали всё заново. Снова нужно было строить храм…
- Да, и это тяжёлая работа. И физически, но больше - психологически. Ведь нужно находить деньги, постоянно просить – это непросто. Сейчас, спустя 10 лет в Чернушке, мне гораздо легче. Я знаю, к кому обратиться, кто поможет, а кто откажет. Очень хорошо помогает компания «ЛУКОЙЛ». А тогда всё с нуля. Бывало всякое, конечно: и отказывали, и ругали. Ну что ж. Значит, идём дальше. В Евангелии есть слова: «Блаженны, когда вас будут гнать имени моего ради».
Боюсь ошибиться, но по моим подсчетам Вы построили уже около десятка храмов и часовен в нашем Благочинии. Расскажите, какие именно.
- Не хотел бы перечислять, это гордыня, я считаю. Скоро пост, а мы тут о достижениях.
А есть из этих храмов самый любимый?
- Спиридон – больше всего мой. Знаете, его строили на таком подъёме. Люди хотели его очень сильно. Всегда здесь было много народу: когда освящали место под строительство, когда аукцион по кирпичам проводили, когда строили… Мы даже фотогалерею этапов строительства сделали – и там видно, что везде люди. Он был очень всем нужен, этот храм. И архитектурно он мне очень нравится. Во-первых, византийский – единственный такой в Прикамье.
Проект я привёз с родины, просто ехал мимо на машине и увидел два строящихся храма. И оба «привёз» в Чернушку: это Спиридоновский и Алексеевский храмы. Во-вторых, здесь всё очень удобно устроено в части подсобных помещений. Грамотная работа архитектора, хороший проект. И территория эта, сквер… Я люблю очень сильно это место.
Вы гордитесь этим храмом?
- Гордость - такое слово… Неоднозначное. Но вот мы же гордимся победой, гордимся своими прадедами, родиной. И вот это чувство похожее. Горжусь, что мы вместе с народом такой храм построили.
Весна, начинается новый строительный сезон. Будете ли ещё что-то строить или пора уже отдохнуть немного?
- Передышки не будет сто процентов! Мы уже принялись за роспись Алексеевского храма. Начали строить небольшую церквушку в Ананьино, в Тауше деревянную звонницу установим, уже сруб есть. Продолжится благоустройство территории в Николаевском монастыре. В старом бедряжинском храме наконец начнутся внутренние работы. В Павловке будем благоустраивать территорию возле часовни. Изменится даже сквер Петра и Февронии, который я очень люблю (прим.: встаёт, приносит папку с проектом). Вот, вам первой показываю (листает страницы проекта). Подробно пока не пишите, вот сделаем – и можно будет показывать, а пока что ж… Ну зелени будет вдвое больше, это уже сейчас могу сказать. Будет хорошо, если беречь будут люди (вздыхает). А то у нас сейчас все фонари в сквере разбиты…
Планы есть, кстати, не только строительные. Хотим создать небольшой молодёжный клуб: паломнические поездки, помощь в богослужениях, дела какие-то общие. Ведь к нам молодые люди приходят, нужно с ними работать. Мы, конечно, и сейчас понемногу занимаемся. Есть у нас православные волонтёры, бабушкам одиноким помогают, есть, например, Сретенский бал. Мне настолько нравится это мероприятие! И детям нравится – это видно. Платья, общение, танцы, которые, может, и не у всех получаются, но дети стараются, стремятся. Это совсем другая культура общения. И надо к ней детей приобщать, иначе что им остаётся? «Тик-ток»?
В Вашей семье интернет под запретом?
- Нет, в нём много и полезного. Например, я новости Епархии смотрю постоянно, проекты какие-то. Это очень удобно. Но мы с матушкой стараемся ограничить дочкам время в телефонах. Вечером они все гаджеты сдают, это жёсткое правило. И сами стараемся «не сидеть в телефоне». Гаджеты же время крадут, понимаете. Лучше книгу хорошую почитать, что-то вместе всей семьёй сделать.
Из чего состоит ваш обычный день?
- Я Благочинный на три района: Куединский, Чернушинский, Октябрьский. Помощник управляющего Епархией в этих территориях. Соответственно, должен решать все хозяйственные, бытовые вопросы, которые возникают в храмах, часовнях, воскресных школах. Плюс отчётная деятельность. Помимо этого, я настоятель 10 храмов и часовен (обычно один священник занимает один-два прихода, а у меня вот так получилось). Служу в них по престольным праздникам – то есть в День Покрова Пресвятой Богородицы – в Зверево, в день Стефана Великопермского – в Куеде и т.д. Стараюсь в выходные всегда сам проводить службу здесь, в Свято-Спиридоновском. Если по каким-то причинам не получается в воскресенье быть в храме (это бывает очень редко, всего несколько раз за эти 19 лет в сане), мне не по себе, стыдно перед Богом.
Особенно люблю служить Литургию (прим.: утреннюю службу). Радуюсь, что две из моих дочек пробуют петь в храме. Для меня это важно – чтобы дети пели Литургию устами своими. Люблю большие праздники. Пасха – это совсем особое состояние духа.
Как Вы успеваете всё?
- Как успеваю? С Божией помощью (пожимает плечами, смотрит в глаза твёрдым взглядом). Вот летом, конечно, много работы, много строек, ремонтов. Но я никогда свой рабочий день не определял с такого-то по такой-то час. Если надо, я и вечером работаю: в пять, шесть, девять часов. Неважно.
Отец Сергий, очень многие мои знакомые говорят так: мы верим в душе, зачем нам идти в храм. А действительно, зачем?
- Мне очень нравится, как на этот вопрос ответил знаменитый протоиерей Дмитрий Смирнов, ныне покойный. Он сказал что-то вроде: «Веришь в душе? Так получай зарплату в душе, в магазин ходи в душе». Это шутка, конечно…Для чего в храм ходить? Во-первых, потому что храмовая служба совершается только там. Во-вторых, есть заповедь: «Шесть дней посвящай себе, а седьмой – Господу Богу». Если веришь, так, значит, нужно исполнять заповеди, и эту – тоже. Каждый христианин в воскресенье обязан ходить в церковь. В-третьих, только во храме свершаются таинства: исповедь, причащение... Как же приобщиться этих таинств, сидя дома и веруя «в душе»?
А если человек очень хочет в храм, но стесняется своего незнания, бабушек вот этих вездесущих, которые одёргивают всегда?
- Мы же идём к Богу. Какое может быть стеснение? Не знаю… Ну, если кто обижает, скажите, мы это поправим.
Что Вы посоветовали бы тем, кто впервые собирается держать пост?
- Да, каждый год постом у нас прибавляется прихожан. Это всегда, в любом храме.
Как впервые вступить в пост? Прежде всего, попросить прощения. Неслучайно посту предшествует Прощёное воскресенье. Только это не картинки, которые мы привыкли рассылать в телефонах – мол, прости меня. Нужно на самом деле простить тех, кто обидел, прощения попросить у тех, кого обидели вы. Евангелие говорит: «Если вы будете прощать, то и Отец небесный будет вам прощать согрешения ваши». Вступить в пост нужно с чистым сердцем, в злое сердце не войдёт благодать Божия.
Пост – это вообще не про еду. Еда ни приблизить, ни отдалить от Бога не может. В Библии есть целая глава про посты, и о еде там – ни слова! Самое главное для чего пост – для Любви. Вообще церковь создана здесь, на земле, для Любви. Это школа Любви, где мы учим, как приблизиться к Богу, к Любви - не в смысле страстей, а жертвования, терпения. Чтобы не жили, как в аду, а жили в любви друг к другу.
А пост - это весна души. Не читал ты никогда Библию – прочти, гневаешься часто – постарайся не раздражаться, знаешь за собой грех неумеренности к спиртному – попробуй не пить. Много в телефоне времени проводишь – постарайся себя ограничить. Пост – для того, чтобы иногда сказать себе «нет». Мы часто не можем сказать себе «нет», стали слабы духом.
Что ещё для впервые постящихся? Самая важная – первая седмица. Нужно постараться приходить в храм. Нынче в Спиридоновском храме будем читать покаянный канон Андрея Критского – ежедневно всю первую седмицу с 17.30.
Всем христианам я посоветовал бы вступить в пост. Определить его строгость для себя каждый может сам, но всё же это драгоценное время посвятить своей душе, принести достойные плоды покаяния. Это важно, чтобы мы жили лучше здесь, на земле.
Нужно ли поститься детям?
- Пост - это тот самый повод, чтобы приблизиться к Богу и приблизить к нему детей.. Приучать их к молитве, к Богу. В моей семье мы часто встаем на общую молитву, читаем вместе с дочками, дома.
Да даже воздержание в еде - вроде бы малое, но это тоже бывает нужно, чтобы воспитывать в детях, в себе силу духа.
Какой самый страшный грех, как Вы считаете?
- Самый страшный – предательство. Веры. Бога. Семьи.
Семью вы ставите в один ряд…?
- А без семьи ничего не будет – ни жизни, ни страны, ни нас. Это ведь заповедь тоже: «Плодитесь и размножайтесь». Вообще, семья - это малая церковь, где муж - священник, жена - ему помощница, а дети - народ, который Богом дан. Поэтому когда мужчина приходит и кается, что семью бросил… Очень тяжело не осуждать. Мужчина должен быть защитой, добытчиком, принимать серьёзное участие в воспитании детей, особенно мальчиков. А у нас сейчас это редко бывает. Это неправильно.
А вы можете вспомнить в жизни моменты, когда становилось ясно – вот он, промысел Божий?
- Вы про чудо говорите?
Ну да, пожалуй. Просто непривычно произносить это слово…
- Вот сейчас я расскажу вам историю одну. Расскажу про промысел Божий. Я родился 9 мая. В день памяти Святого Стефана Великопермского. О нём у меня на родине, в Белоруссии, и знают-то не особо. Но когда я приехал учиться – не в Киров, не в Москву, а именно в Пермь - стал часто об этом задумываться. Стефан просвещал пермяков и меня, получается, за тем призвал.
А потом мы освящали храм в Куеде. Приход был посвящен празднику Успения Божией Матери, так же планировали назвать и храм. Но архиерей благословил строительство в честь Стефана Пермского. Тогда я окончательно понял, что призван сюда не просто так. Наверное, это и есть промысел Божий.