Всё в наших руках!
«Дорос» подводит итоги года
Новый год коллектив чернушинского «Дороса» встречает маленькими трудовыми успехами и с большими надеждами, для которых есть все основания.
– По итогам года производственные показатели обществом перевыполнены, – говорит Сергей Бирин, директор ООО «Дорос», – идет масштабное обновление и пополнение парка техники. Уходящий год отмечен активными переговорами с основным заказчиком – ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь», проходившими в рамках действующего Соглашения о сотрудничестве между компаниями ПАО «ЛУКОЙЛ» и ЗАО «Спецнефтетранс». Результат этих переговоров – подписание новых договоров по содержанию дорог и капитальному строительству и кратное увеличение объемов работ.
Сегодня, вступая в год своего пятидесятилетия, «Дорос» уверенно выходит из кризиса, в котором оказался два года назад. Но обо всем по порядку.
Трудное время
– Положение в 2020 г. было непростое, – вспоминает Сергей Александрович ситуацию, сложившуюся тогда. – Основные причины – не завершенные в срок объекты и отсутствие достаточного фронта работ.
Свою роль здесь сыграли и внешние факторы – коронавирусная инфекция, падение цен на нефть. На период локдауна заказчики практически приостановили работы по ряду уже начатых объектов. Многие сотрудники предприятия болели, находились на самоизоляции, работали на удаленке.
- В сентябре 2020 г. по поручению головной компании – АО «Спецнефтетранс», – продолжает директор, – мы мобилизовались в г. Норильск, где вместе с коллегами из другого дочернего общества компании – ООО «ДТК Ямал», которое обеспечивало транспортную составляющую, практически с ходу приступили к работам на Мокулаевском месторождении известняка, разрабатываемого для нужд ПАО «ГМК Норникель».
С этой целью за 5 тыс. км от Чернушки было создано обособленное подразделение, в составе которого работали ПТО, сметный и геодезический отделы, служба контроля качества и сертифицированная лаборатория.
Норильский проект оказал нам большую поддержку, но одного его, чтобы вытянуть ситуацию, было недостаточно.
Антикризисный план
Для того, чтобы сохранить «Дорос» как производственную единицу, был разработан и реализован антикризисный план. В соответствии с ним парк техники, производственные базы и численность персонала были приведены в соответствие с объемами заказов и доходов.
Около 160 единиц АТС передали в «Чернушинское УТТ», которое стало выступать в роли подрядчика по транспорту. Вместе с техникой в УТТ перешла и значительная часть персонала. Это стало наилучшим решением, поскольку позволило людям сохранить работу и зарплату.
– Люди – это самый острый вопрос, – считает Сергей Бирин. – К каждому увольнению по сокращению комиссия, созданная на предприятии, подходила индивидуально, в соответствии с трудовым законодательством и коллективным договором. Обязательно учитывались возраст, образование, стаж, семейное положение.
Одновременно предприятие вело активный поиск новых объемов работ. Это позволило сократить расходы, выйти на уровень безубыточности, сохранить костяк коллектива. Как следствие, «Дорос» уже по итогам 2021 года вышел на условный ноль, отработал с небольшой прибылью.
Переломный год
На начало этого года портфель заказов у предприятия был довольно скромный. На содержании – 3 тыс. км автодорог различных категорий. Объемы по капитальному строительству – около 8 тыс. м3, по ремонту дорог – 65 тыс. м2, также планировалось изготовить 12,5 тыс. тонн асфальтобетона.
К середине года ситуация изменилась к лучшему. В июле «Дорос» взял тендер Дирекции дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого АО на ремонт участка автодороги Сургут – Салехард, объезд ст. Пуровск, протяженностью 6 км. Стоимость контракта – 466,5 млн рублей. Договор действует до ноября 2023 г., но работы по асфальтобетону уже завершены. Исполнителем работ на объекте выступают коллеги из когалымского «Дорстройсервиса».
Собственными силами «Дорос» приступил к работам по двум новым договорам с ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь».
– С июля мы вышли на восстановление участков автодорог и производственных площадок, – рассказал С. Бирин. – Срок выполнения был определен до декабря, но, видя, что пошли сдвиги, коллектив отработал с вдохновением. Планировали завершить эти объекты в конце октября, а сдали в сентябре, на полтора месяца раньше. Даже погода нам в этом помогала.
Второй договор включает работы по капремонту промысловых дорог на период 2022-2023 гг. Шесть участков мы уже сдали заказчику в этом году, еще десять отработаем в следующем.
Благодаря этим контрактам «Дорос» к октябрю перевыполнил годовой план по доходам более чем вдвое.
Готовь сани летом
Но не только это дает основание считать, что 2022 г. станет годом возрождения «Дороса». В текущем году были пересмотрены подходы, касающиеся содержания дорог ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь».
– Действующий договор предусматривает содержание около 2,5 тыс. км дорог по южной группе месторождений. И минувшая снежная зима показала, что 48 единиц техники недостаточно, – отметил директор «Дороса». – На ежедневных утренних селекторах с начальниками цехов мы расставляли машины, по сути, в ручном режиме. По некоторым объектам приходилось выводить на линию дополнительные единицы. Помимо этого, мы столкнулись с нехваткой людей, организационных ресурсов, материалов для борьбы с гололедом. Ситуацию усложнило значительное подорожание топлива, реагентов, запчастей.
– Здесь надо отдать должное нашему заказчику – «ЛУКОЙЛ-Пермь», который объективно оценил ситуацию, – подчеркнул Алексей Самсонов, заместитель генерального директора АО «Спецнефтетранс» по производству. – В кратчайшие сроки была проведена большая совместная аналитическая работа, подготовлены расчеты, по каждому производственному объекту, определено точное количество и перечень техники, необходимой для зимнего и летнего содержания дорог.
Сегодня «Дорос» в рамках инвестпрограммы ведет закуп комбинированных дорожных машин, грейдеров, бульдозеров, погрузчиков. Всего будет приобретено 76 единиц новой техники. Первая партия техники, 32 единицы, уже прибыла в Чернушку.
Кроме этого, предприятие планирует не только значительно нарастить парк, но и увеличить периодичность выхода техники на линию. Также приняты устраивающие обе стороны решения по стройматериалам. Предпочтение отдано более прочному и долговечному щебню, а не ПГС. И, что очень важно, достигнуто полное взаимопонимание по транспортным расходам на доставку и стоимость материалов. Ранее она была зашита в их стоимость и определялась нормативно, что не всегда соответствовало фактическим расстояниям возки.
Капитальные перспективы
Содержанием дорог в «Доросе» не ограничиваются. Капитальное строительство – еще одно ключевое направление. Второй подписанный договор с нефтяниками предусматривает работы по инженерному обеспечению и обустройству скважин и кустов, отсыпку площадок и строительство дорог на объектах нефтедобычи.
– Для буровиков будем строить дороги и площадки, – говорит С. Бирин. – И этот вопрос сегодня мы также прорабатываем с нашим стратегическим заказчиком. В первую очередь планируем задействовать мощности Чернушинского и Осинского дорожных участков.
– «Доросу» необходимо организовать качественно содержание дорог и строительство таким образом, – убежден А.А. Самсонов, – чтобы в перспективе стать ключевым подрядчиком для нефтяников в Пермском регионе.
Традиционные работы по отсыпке дорог и площадок предприятие в состоянии выполнять собственными силами. Помимо этого, есть перечень задач по инженерии, линейным объектам, обустройству скважин. На первоначальном этапе часть этих объемов мы планируем выполнять с привлечением подрядчиков, а в дальнейшем, по мере наращивания компетенций, набору специалистов, выполнять собственными силами.
Эта работа «Доросу» хорошо известна: на строительстве автодороги на обходе п. Куеда в 2018-2019 гг. предприятие своими силами произвело переустройство технологических трубопроводов, газо- и нефтепроводов, водоводов, ЛЭП, линий связи, – всего более двух десятков коммуникаций.