
За красный угол - сто баллов!
Узнать, кто шьет шубы на рыбьем меху, как в деревенской избе найти красный угол, с чего начинается строительства нанайского чума. Большой этнодиктант в России проводится с 2015 года, за это время стал международным. Просветительский проект, который знакомит с культурой народов, проживающих в России, а также позволяет оценить общий уровень этнограмотности. Не случайно, устраивают диктант накануне Дня народного единства В этом году организаторы сделали упор на быт народов России.
Площадкой в нашем округе традиционно становится политехнический колледж. Слыхала, что нынче тут много высоких результатов. Неужели, студенты так хорошо знакомы с разными культурами и обычаями? А может, помогает тренировка, ведь нынче здесь его писали уже в четвёртый раз?
Прибываю в учебный корпус на Луначарского. На входе - измерение температуры и проверка документов. Всё в порядке, можно и в аудиторию. Помещений много, заблудиться легко. Мне нужен кабинет информатики. На третьем этаже меня встречает куратор 4-го курса специальности «Информационные системы и программирование» Надежда Бессонова.
- Говорят, вам есть чем похвастаться? – спрашиваю у преподавателя.
- Ещё как! – отвечает Надежда Леонтьевна. – Сегодня у нас настоящий праздник!
- Какой праздник? Понедельник же… – слышен голос явно не совсем выспавшегося студента.
- Во-первых, понедельник – это уже праздник, – смеется преподаватель.– А во-вторых, сейчас я вручу 100-бальные сертификаты!
И правда, гордиться есть чем! Пятнадцать студентов колледжа набрали сто баллов. Треть из них – будущие программисты. А значит, с Интернетом и поисковиками они на «Ты». Среди них и второкурсник Денис Маслов.
- Денис, как тебе удалось набрать сотню? – интересуюсь я.
- Да ничего сложного – лукаво улыбается второкурсник.
- Ты, наверное, постоянно участвуешь? Долго готовился? – пытаюсь выжать хоть какие-то подробности неожиданного «триумфа знаний».
- Нет, участвую первый раз. Особо не готовился. Вообще, когда нам что-то задают, что-то параллельно нахожу и читаю, узнаю какие-то интересные факты. Но если быть честным, вопросы про Пермский край были сложными.
По правде говоря, этнодиктант - это и не диктант вовсе, а тест из 30-ти вопросов: 20 общефедеральных и 10 региональных. И вот один из вопросов местной прикамской части: исполнителю каких фольклорных текстов установлен памятник «ореховая веточка» в посёлке Октябрьский? Оказывается, это памятник сказительнице Евдокии Никитичне Трясциной. Немного поисков, и узнаём, что её сказки причислены к нематериальному культурному наследию Прикамья.
Этнодиктант – проект уникальный, ведь знания нам преподносит сама жизнь. И если для одних пока важнее азарт и соревновательный момент, для других - новые поводы заглянуть в Википедию, а для третьих - возможность поделиться своими обычаями .
- Как думаете, кому легче даются такие тесты: студентам , с их свежими знаниями, или преподавателям, с их широким кругозором? – спрашиваю у куратора.
- Думаю, ребятам легче, ведь для них быстро найти нужную информацию в Интернете – безусловный рефлекс, - смеется Надежда Леонтьевна. - Если это их интересует и позволяет потрудиться, поискать, почитать, думаю, это полезно. А мне, к примеру, было сложно. За баллами я не гонюсь, просто интересно узнать что-то новое. Прошла тест с большим удовольствием.
Мне вдруг тоже неистово захотелось проверить знания. В редакции запускаю тест на сайте. Коллеги тоже подключаются к решению увлекательных задач. Спорим о расположении красного угла в русской избе, удивляемся адыгскому этикету, по которому любой всадник при встрече с женщиной должен спешиться и подождать, когда она пройдет мимо, путаемся при виде символа на удмуртских узорах – похоже на Солнце, а это Луна. Вопросы, правда, интересные. Это позволило превратить получасовой перерыв в бурную дискуссию. Итог, правда, не идеальный – 77 баллов. До студентов колледжа нам ещё, как говорится, гуглить и гуглить…
Захотелось узнать о результатах по всему колледжу. Обращаюсь к главному организатору по внеучебной деятельности Надежде Туриыгиной:
- В этом году участников было больше, чем в прошлом. Всего Большой этнографический диктант написали 508 студентов и преподавателей колледжа: 28 человек набрали более 90 баллов, 15 человек – сотню. Но для нас не стобальный результат важен. Куда важнее, что в месяц толерантности (таким в колледже объявлен ноябрь) ребята думают о народностях и национальностях, культуре и истоках.