IMG_1383.jpg

Закон взаимовыручки

Рукав «вакуумника» оператор прикрепляет к фланцу с «червяком» - специальному винту на задвижке. Начинается «раскачка» (как называют нефтяники осушение трубы), и это первое, что делают при замене запорной арматуры на нефтепроводе. Через пару часов водитель чернушинского УТТ Александр Лыков сворачивает рукав, пока операторы пломбируют цистерну. На этот раз набралось два куба жидкости. Их-то Александр Фёдорович и отвезёт на ППН.

Агрегат откачки газового конденсата и нефти (АКН), а по-простому «вакуумник», у нефтяников  нарасхват. Замена труб или запорной арматуры, очистка ливневой канализации на промысле, сбор газового конденсата - нигде без АКН не обойтись.

- Иной раз так наработаюсь, что и шум насоса не слышу, поэтому и сделал контрольную лампочку, - говорит Лыков, нажимая тумблер в кабине. - Насос выключается - оранжевый огонёк гаснет. Новые агрегаты с такими индикаторами сейчас идут сразу с завода, а моему КамАЗу  уже 12 лет. А что выглядит как новый, так это потому что кабину и цистерну поменяли.

Александр и сам не ленится в свободные минуты заглянуть под капот, всегда возит с собой «спецуху». Частенько приходит в гараж и в выходной.

- Живу рядом, через дорогу. Возьму термос с чаем, спокойно подшаманю по мелочи. Пусть и провожусь пару часов, зато рабочую смену не потеряю и в рейсе буду уверен, что всё в порядке.

Привычка следить за техникой у Александра Фёдоровича ещё с детства. С 12 лет помогал отцу ремонтировать его 401-й «Москвич». Тогда же научился и водить.

- Отец давал выезжать из гаража. А когда возводил новый, доверил нам с младшим братом охранять стройку. И ночью мы объезжали на «Москвиче» гаражные ряды, - вспоминает он.

Это было настоящее приключение, с тех пор о другой профессии Александр и не мыслил. Сразу после школы пошёл учиться в автошколу и  устроился слесарем в УТТ. Отец работал там специалистом по топливной аппаратуре, а вчерашний школьник стал клепать колодки и диски.  Права получил, когда ему не было ещё и 18 лет. Когда достиг совершеннолетия, сел на «Татру». За 35 лет водительского стажа освоил много видов техники. В армии водил ЗИЛ и УАЗ. После службы работал на «Урале» в сейсмопартии, потом вместе с семьёй перебрался в совхоз Свердловской области. Но в  90-е годы хозяйство разорилось, вернулся в Чернушку, в родное УТТ, где и работает уже 20 лет. Работал на плетевозе, на 16-кубовой цистерне. Делал рейсы на нефтепромыслы к Баренцеву морю. В одну из таких поездок испытала его жизнь на прочность.

С напарником Алексеем Мерзляковым везли на «Урале» оборудование для нефтяников до Усинска, потом до Хорьяги - посёлка вахтовиков, и дальше на месторождение. Весь путь по зимнику. Туда добрались без приключений, а на обратном пути навстречу попалась большая колонна гружёной техники, на каждой машине по 3-4 бочки на 200 литров солярки - не разъехаться.

-  Тогда ещё не было нормальной дороги, а закон был:  те, кто порожняком идут, должны уступить. Пришлось с зимника уйти, - вспоминает Александр Лыков. - Потом что только ни делали: и колёса спускали, и лопатой путь расчищали, но забраться обратно на трассу так и не смогли, - передок заходит, а полуприцеп втащить не может.

Провозились напарники  до вечера, а тут началась пурга. Снег встал сплошной стеной, из кабины дальше капота ничего не видно.

- Такого снега я нигде больше не видел, наши вьюги совсем не такие, - говорит Александр. - Не зря нас перед дорогой знающие сразу предупредили, если пурга начнётся, от кабины не отходить. Бывали случаи, что люди в нескольких метрах от машины замерзали. Да и в кабину, казалось бы, герметичную, стала набиваться снежная крупа – бело стало.  

«Спецухой» обложили двери и стали пережидать непогоду, к утру сожгли полбака соляры. Тут-то и поняли, зачем такой запас горючего везли с собой встречные автомобили. Чернушанам тогда повезло - с рассветом пурга закончилась.  Правда, сугроб намело до середины двери, на виду только тоннель от выхлопной трубы. Пока откапывали машину лопатами, водители проходящих машин останавливались, вытаскивать не брались, потому что гружёные, но подбадривали: «Держитесь, мужики, за нами трактор идёт!».

 - Без водительской взаимопомощи не только на трассе не обойтись, у нас в коллективе все водители друг другу помогают - это закон. И лукойловцам в помощи мы никогда не отказываем. Тот же Александр Фёдорович, если нужно, и в выходной, и ночью выехать на промысел не откажется, - говорит  директор ООО «Чернушинское УТТ» Александр Симанов.  -  Такие люди и создают добрые партнёрские отношения между УТТ и «ЛУКОЙЛом», ведь наши специалисты,  в одной связке работают с операторами и мастерами нефтяников. Высокая квалификация и добросовестное отношение наших водителей к своему делу позволяет нам выполнять любые задачи.

 

 

 

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-74952 от 01.02.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, и нформационных технологий и массовых коммуникации. Возрастное ограничение: 16+