4450.jpg

Зажжётся понимания заря…

Традиционные Рождественские встречи

Учителя, низкий Вам поклон!

Учителя - до земли!

Музыку Ваших имён

Трепетно память хранит...

Гимн учителям в исполнении хора одиннадцатиклассников пятой школы - это финальная точка мероприятия, которое дало старт Году педагога и наставника в нашем округе. Рождественские чтения, которые были совместной инициативой коллектива пятой школы и её выпускника отца Амвросия (Носова), стали традиционными. Нынче они были организованы уже в 14 раз.

А посвятили их юбилею великого просветителя, гуманиста и учителя учителей Константина Ушинского.

Не стесняйтесь открывать сердце…

Идеи Ушинского о том, что теория обязательно должна подкрепляться практикой, а образование должно быть доступным всем, по-настоящему народным и демократическим, что основой воспитания должна быть гуманность, а фундаментом самого воспитания - нравственность, актуальны и сегодня.  На учителях, в особенности на литераторах, лежит особая ответственность в «воспитании души», уверена учитель русского языка и литературы Галина Юдина.

- На наших уроках мы живём чувствами и эмоциями. Хочется делать это максимально хорошо, но сегодня учитель так загружен отчётами, электронными дневниками и прочей «бумажной работой», что не всегда это получается. Когда педагог пытается затронуть струны души, дети легко отзываются. А за хулиганистым поведением двоечника часто скрывается светлая и чистая душа. И если на урок он приходит без тетрадки и без домашнего задания, на перемене спросит: «Чем Вам помочь? Может быть, тряпку намочить?» Наверное, поэтому я в своей работе я предпочитаю никогда не оценивать ребят по оценкам, - признаётся Галина Александровна. Вот и на открытом уроке её пятиклассники, участники литературной гостиной, не только читали и анализировали стихи о природе и братьях наших меньших, но и открывали своё сердце. «Мне стыдно за то, что многие люди оставляют на природе кучи мусора. Мне жалко кошек и собак, которых люди выгоняют на улицу. Мне кажется, наша уральская природа - самая красивая!»- признались ребята в конце урока, «отдав свои сердечки» за времена года, растения или животных.

- Не стесняйтесь открывать своё сердце для доброты, милосердия и сострадания, - подытожила разговор Галина Александровна.

А ученики Ирины Халиулиной, которая для анализа на открытом уроке выбрала притчу, рассуждали о том, какие шрамы на сердце могут оставить человеческие поступки. Несдержанность и гнев, вспыльчивость и самообладание… Оказывается, третьеклашки не только легко справляются со значением непростых слов, находят фразеологизмы на тему, но и советы взрослым могут дать, как сохранить своё сердце.  Получается, учитель и сегодня работает по методике К.Ушинского, который ещё 200 лет назад был уверен, что научить читать – это только полдела, не менее важно - научить понимать, что ты читаешь.  

Ученики учат учителей…

- Следующий этап - добавление в раствор мыла, - комментирует этапы опыта десятиклассница Ксения Давыдова. Стоя за учительским столом, она легко управляется с пробирками, мензурками, микроскопом и руководит действиями учителей. Они совсем не против, с удовольствием выполняют задания, подтверждая ещё одно заключение Ушинского: «Умственный труд едва ли не самый тяжёлый…»

- Нам кажется, что мы уже всё знаем об окружающем нас мире. А здесь такое удивление. Смешать, разглядеть под микроскопом и выделить ДНК… Это здорово и интересно не только детям, но и взрослым, - признаётся участник Рождественских чтений, учитель английского языка Наиля Галямшина.

«Ученики» добавляют ещё один ингредиент – этиловый спирт - и отправляют каплю раствора под микроскоп. На экране ноутбуков появляются картинки в виде непонятных разводов. Это и есть ДНК банана. 

- Мы можем выделить ДНК любого овоща и фрукта. Нужен простейший набор: сода, мыло, спирт, - комментирует руководитель эксперимента. Ксения Давыдова мечтает стать биотехнологом, уже и вуз выбрала, а открытие в школе «Точки роста» считает реальным подспорьем для тех, кто хочет связать жизнь с медициной.

- Все наши старшеклассники, которые выбирают естественно-научный профиль, уже умеют измерять давление, хотя в медицинских вузах этому учат только на 2 курсе, - говорит учитель биологии Ирина Усанина, продолжая экскурсию для коллег по цифровой лаборатории. – Датчики частоты пульса тоже подключены к компьютерам. Также можем измерить кистевую силу, рост, вес, а программа выдаст заключение. Вот малый микроскоп, который позволяет разглядеть части тела насекомых, например.

Пятиклассники тем временем проверяют на состоятельность еще одну мудрость Ушинского: «Одна у человека родная мать - одна у него и Родина». Занятие по краеведению – это повод вспомнить о 300-летнем юбилее Перми и о том, кем и чем гордится наш Пермский край.

- У нас много природных ресурсов: газ, минералы, нефть, конечно. У нас популярна работа нефтяника. Мои родители тоже в нефтяной отрасли работают. Разные народы дружно живут в нашем крае: татары, удмурты, башкиры, русские и другие. В Пермском крае очень хороший губернатор, - делится Артём Чеклецов .

Итоги мероприятий подвели тоже ученики, нарисовав обобщенный портрет идеального учителя. Прежде всего, это профессионализм и абсолютное знание предмета. Ещё одно обязательное требование - любовь к детям. Не помешают креативность и активность, к примеру, наши дети хотят брать пример с педагога, который помогает приюту. Учитель - человек стрессоустойчивый и лояльный, готовый за кипой инструкций, отчетов и требований видеть личность ученика и иногда идти на уступки. Так в представлении школьников должен выглядеть современный учитель. Как и у поэта Владимира Моисеева:

Учительство не труд,

                                  а отречение,

Умение всего себя отдать,

Уйти на долгий подвиг и мученье

И видеть в этом свет

                                  и благодать.

Учительство -

              когда в глазах холодных

Зажжется понимания заря,

И ты поймешь:

                старался не бесплодно

И знания разбрасывал не зря.

Константин Ушинский (1823 - 1870) родился в семье офицера, участника Отечественной войны 1812 года. Первые уроки ему дала мать Любовь Ушинская (Капнист), которую он безмерно обожал.

Будучи студентом юридического факультета, Константин Дмитриевич всерьёз заинтересовался вопросами просвещения простого народа. Самые смелые идеи (преподавание предметов на русском языке, открытие педагогического класса, разрешение проводить каникулы у родителей, протест против разделения на простых и знатных) начал воплощать, работая в Смольном институте благородных девиц. Автор статей, монографий на тему просвещения, редактор «Журнала Министерства народного просвещения», детский писатель, автор первых учебников «Родное слово» и «Детский мир», которые переиздавались сотни раз.

 

Сетевое издание "PRESS URALS" (Пресс - Уралье) Главный редактор – Шанчуров Е.Н. Электронный адрес редакции Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Учредитель Муниципальное автономное учреждение Информационный центр "Пресс-Уралье" Регистрирующий орган Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер реестровой записи Роскомнадзора серии ЭЛ № ФС 77 – 74952. Дата регистрации 01.02.2019. Информационная продукция 16+