Жаркая трасса «Холодного ключа»
Репортаж. В Чернушке возобновили гонки на внедорожниках
Тишину тихих, почти заповедных, ракинских угоров нарушил рёв моторов. Чернушинский «Ухаб», именно так по привычке называют эти соревнования местные жители, возобновился после шестилетнего перерыва и стал одним из этапов первенства края по гонкам на внедорожниках. С инициативой выступили активисты клуба «Ермак». И вот в минувшую субботу на старт вышли более 40 экипажей. Это гонщики со всего Пермского края, Татарстана, Удмуртии, Башкирии. А вереница машин, на которых приехали болельщики, растянулась почти на километр.
- Фееричное зрелище! Море эмоций! Драйв, которым заражаешься от пилотов! - так они оценили увиденное. А организаторы, администрация и депутаты Чернушинской думы, которые поддержали идею активистов «Ермака», обещают, что «Холодный ключ» станет брендом территории.
- Всю машину по болтикам перебрали. Надеемся, что сегодня она нас не подведёт, - делятся гонщики из Чайковского - тёзки Дмитрии Бабин и Батыршин. Для них «Холодный ключ» - это очередной старт первого в их карьере сезона. – Нам ещё в детстве нравилось возиться с машинами, а когда появились права, то радости в жизни прибавилось. Но ведь на дорогах общего пользования не погоняешь, поэтому выплёскиваем адреналин здесь.
Забегая вперёд, отметим, что ребятам чернушинская трасса принесла победу. Они - лучшие в классе «УАЗ - Стандарт».
Дистанция «Холодного ключа», раскинувшаяся на арене зрительского амфитеатра, как на ладони, - это 1200-метровый зигзаг, состоящий из крутых поворотов и опасных спусков, глубоких ухабов и ручья, который нужно было преодолеть в брод. Участникам, соревнующимся в классах «УАЗ - Т1-2500», «УАЗ - Стандарт», «УАЗ - Спорт», «УАЗ - Супер - Спорт», «Нива - Спорт», предстояло преодолеть от трёх до шести кругов.
Одним из самых захватывающих стал заезд на Нивах класса «Спорт». И не только потому, что здесь стартовало рекордное количество участников - 13, но и потому, что лидерство сразу со старта захватил чернушанин Николай Коновалов, заметно оживив своим порывом зрителей.
- Побеждать надо! Обязательно надо! – поддерживает уходящего в отрыв пилота ведущий. Далее он переключает своё внимание на других участников. - Два Серёги, из Чайковского и Кунгура, сошлись в броду, - продолжает репортаж Всеволод Суфияров, постоянный комментатор гонок. И именно неудачный проезд через ручей отбрасывает нашего Николая сразу на пару позиций.
В этот момент гонку возглавляет Владимир Минеев из Удмуртии на своей машине под красивым номером 100. Ижевский экипаж прижал к бровке Ниву под номером 35 из Берёзовского района, водитель которой в азарте не притормозил. Его машина опрокинулась, легла на крышу, по инерции встала на передний бампер и, немного постояв «вниз головой», встала на колёса. Экипаж спешно покинул оставшийся на трассе автомобиль. Немного погодя, ушёл за бровку и заглох №14 из Чайковского. К тому моменту сотый вышел в лидеры. Но его счастье тоже было недолгим – автомобиль начал глохнуть и вскоре сошёл с дистанции.
– Очень обидно, – расстроился Владимир Минеев. – Мы уже два года участвуем в гонках, есть за плечами победы. Надеюсь, ещё не всё потеряно.
К слову, «технический сход» - не приговор. Если пилоту и его группе поддержки удастся привести машину в порядок к следующему заезду, участник может продолжить соревнования.
Валерий Демин к ним готовился основательно: настраивался морально, тюнинговал свой УАЗ, опробовал трассу. Но во время одной из тренировок его машина опрокинулась, так что участие в гонке чуть не сорвалось.
- Вон стоит на поляне груда металла, придётся из двух машин собирать одну! Пока не знаю как, но на старт обязательно выйду! – говорил Валерий буквально за месяц до «Ухаба». Такая уверенность была вознаграждена заветным Кубком. И не одним. Валерий Демин – победитель соревнований в классе «УАЗ - Спорт» и в самом зрелищном поединке – в «Супер-заезде». А это значит, что главный трофей соревнований остался в Чернушке.
Валерий трудится механиком в автоколонне цеха специального и технологического транспорта Филиала ООО «АРГОС» - ЧУРС.
- Разбираться в машинах мне всегда нравилось. Колледж на автомеханика я окончил с красным дипломом. А когда купил с рук первый УАЗик, то ремонтировал и готовил его к соревнованиям вместе с отцом. К сожалению, он рано ушёл из жизни, сегодня мне не хватает его ценных советов. Думаю, он порадовался бы за меня.
Участие в гонках приняли сразу три экипажа под управлением работников ЧУРСа. Также на пьедестал поднялся и Олег Трубицын, для которого дебют оказался удачным, – бронза в классе «УАЗ - Стандарт».
- У меня самая обычная машина: раздатка, коробка, четыре ступени… Но она показала сегодня себя просто отлично. И хотя я не для соревнований её покупал, сегодня очень даже доволен.
Руслан Фатаулин, ещё один труженик ЧУРСа, начинал свой путь в автоспорте вместе с Валерием, а сегодня уже и свою группу поддержки имеет. В ней самую активную роль играет мама гонщика.
- Надо дом строить, так он все лето машиной занимается, - журит сына мама. Её поддержка - не только моральная, но и материальная. Магазин «Деменёвский», которым заведует Александра Фатаулина, - один из спонсоров мероприятия.
- Он с детства техникой увлекается. Начинал с «Волыни», после у нас «ГАЗель» была, а сейчас вот «УАЗик». Он ещё совсем маленьким был, когда его первый раз взяли на гонки. А вот теперь всей семьёй болели за него. Переживаем! - говорит Александра Петровна, отправляя сына в стартовый коридор.
Для пилота из посёлка Юго-Камский Александра Садилова, как и для многих участников, «Холодный ключ» - уже четвёртые соревнования сезона. Позади этапы в Орде, Частых, Чусовом. В первом заезде он был настолько убедительным, что почти до самого финиша лидировал, оставив соперников позади почти на половину круга, но к финишу пришёл только третьим.
- Просто руки забило, - признается Александр Васильевич. - Но ничего, впереди ведь ещё заезд.
В автоспорте он с 2017 года. Пришёл на соревнования за компанию с соседом. А уже следующие встречал в качестве участника. Сначала выступал в классе «Стандарт», после в «Спорт» перешёл, а далее и на «Суперспорт» замахнулся. Имея свой сервис по ремонту спецтехники, свою Ниву к соревнованиям готовит профессионально.
Что касается болельщиков, то самые продвинутые из них тоже готовились «профессионально»: шезлонги, палатки, переносные стульчики и столы, шашлыки. Их не смутило ни то, что соревнования продлились больше семи часов, ни тучи, которые то и дело заслоняли солнышко, ни дождь, который за день припускал не раз.
И хотя внедорожники ни воды, ни грязи не боятся, а куда опаснее для таких соревнований пыль, некоторые экипажи до финиша добрались на честном слове.
- Оставалось буквально сто метров, но машина стала глохнуть. Заехал в парк, и она встала намертво, - признался победитель «Суперзаезда». - Видимо, воды было слишком много, один из датчиков залило полностью. Придётся сушиться, ведь впереди «Сухой Лог» в Свердловской области, поеду туда на День автомобилиста.
«УАЗ - Т1-2500»
1 место - Сергей Накаряков (с. Орда)
2 место - Ильназ Шаемов (р. Татарстан)
3 место - Михаил Кондаков (г. Пермь)
«УАЗ - Стандарт»
1 место - Дмитрий Батыршин/Дмитрий Бабин (г. Чайковский)
2 место - Василий Матушкин (г. Чернушка)
3 место - Олег Трубицын (г. Чернушка)
«Нива - Спорт»
1 место - Эдуард Хабаров (с. Частые)
2 место - Сергей Ехлаков (г. Чайковский)
3 место - Сергей Калинин (с. Березовка)
«УАЗ - Спорт»
1 место - Валерий Демин (г. Чернушка)
2 место - Иван Клюев (п. Ильинский)
3 место - Сергей Пирожков (п. Юго-Камский)
«СУПЕР - Спорт»
1 место - Сергей Накаряков (с. Орда)
2 место - Артём Лепихин (г. Кунгур)
3 место - Сергей Протасов (г. Лысьва)
«СУПЕР - Заезд»
1 место - Валерий Демин (г. Чернушка)
Всеволод Суфияров, постоянный комментатор гонок на внедорожниках:
- Неоднократно в интернете болельщики говорили о необходимости возрождения гонки. И вот администрация Чернушинского ГО совместно с ребятами из «Ермака» сделала сюрприз. На таких соревнованиях бывает всякое. Иногда не только машины не выдерживают, но и прочая техника. Несмотря на форс-мажор, связанный с вылетевшим генератором, соревнования прошли на высоком уровне. Проблему быстро устранили, так что ни участники, ни зрители этого не почувствовали. Хочу отметить прекрасную организацию мероприятия. С момента, когда была озвучена идея, и до её реализации прошло совсем немного времени. Можно сказать, это рекордный срок!
Наталья Новикова, болельщица из Удмуртии:
– Чернушка, спасибо!
Я провела чудесный день на автомобильных гонках! Это было очень незабываемо!
Самым захватывающим моментом стало начало соревнований. Гонщики начали разгоняться до максимальной скорости, и все могли видеть, как их автомобили мчались по трассе, оставляя за собой клубы дыма. Зрители кричали и поддерживали своих любимых гонщиков. Атмосфера была просто потрясающей!
Когда гонка закончилась, почувствовала себя заряженной энергией и вдохновением. Такие мероприятия «действительно» могут подарить массу положительных эмоций и впечатлений. Спасибо!
Михаил Хасанов, болельщик из Чернушки:
– Впечатления самые приятные. На «Ухабе» мы уже в третий раз. Трасса изменилась. Радует, что брод остался. Очень хорошо всё организовано. Очень хочется, чтобы эти соревнования стали традиционными.
Артём Трушков, глава Чернушинского городского округа:
- Мероприятию предшествовала большая организационная работа. Отдельное спасибо инициативной группе клуба внедорожников «Ермак» во главе с руководителем Алексеем Чалышевым. Именно ей принадлежит идея возродить забытые соревнования в Чернушинском округе. Мы с готовностью поддержали эту задумку.
Очень приятно было сегодня слышать слова благодарности от наших гостей, которые остались довольны и трассой, и инфраструктурой, которую мы подготовили совместно с «Ермаком». Позаботились о комфорте всех, кто приехал на ралли за Ракино.
С большой радостью наградил победителей, особенно горд за наших земляков! Так, Валерий Дёмин взял сразу две награды: в категории «УАЗ-Спорт» и в одной из самых зрелищных гонок «Суперзаезд». Поэтому кубок главы округа остался в Чернушке.
Очень радует, что в Чернушку после шестилетнего перерыва вернулись настоящие профессиональные автогонки. Включим их в календарь ежегодных событий округа.
Алексей ЧАЛЫШЕВ, организатор гонок, руководитель клуба внедорожников «Ермак»:
– Я прошедшими гонками доволен! Благодаря администрации округа, поддержке спонсоров и неравнодушных земляков за два месяца успели подготовить всю необходимую инфраструктуру. Участники гонки и судьи оценили трассу, как соответствующую всероссийскому уровню, они были в восторге!
Не обошлось без накладок – мы не ожидали такого наплыва зрителей и парковочных мест подготовили недостаточно. Были претензии к организации торговых рядов, пешеходной зоны.
Наша недоработка и в том, что вся инициативная группа клуба «Ермак» до самых стартов занималась организацией и проведением мероприятия, поэтому многие наши гонщики не успевали готовиться к заездам, чтобы выступить более достойно. Только нашего лидера Валерия Дёмина мы освободили от организаторских забот для подготовки к гонкам. Всё это мы учтём на будущий год, и «Холодный ключ» будет ещё жарче!
Спонсоры и партнёры гонок внедорожников «холодный ключ - 2024»:
ООО «Чернушинское УТТ», директор Александр Симанов
- Филиал ООО «АРГОС»-ЧУРС, директор Олег Востриков
- ООО «ШТУРМАН ПЛЮС», директор Сергей Пушкарев
- ООО «Автодормашсервис», директор Олег Деткин
- ООО «ДОРОС», директор Сергей Бирин
- ООО «СК «ВЕГА», руководитель Сергей Волокитин
- ООО «ТИЛИЯ», руководитель Алексей Черкасов
- ООО «Алексеевское», директор Владимир Фофанов
- ООО «Деменёвский», директор Александра Фатаулина
- Магазин «Агрегат», руководитель Ольга Чудинова
- Сеть кафе-столовых «Вкусница», директор Алексей Иванов
- АНО «ИНФОЦЕНТР», руководитель Евгений Шанчуров