
Демография против образования
Проблема. Под угрозой закрытия ещё одна школа?
Новость о возможном закрытии начальной школы в Бедряже моментально облетела село. Точной причины закрытия школы никто не знал. Бедряжинцы предположили, что это связано с увольнением по собственному желанию учительницы, которая приезжала на работу в Бедряж из Тауша. Сразу вспомнили, что в селе есть свои опытные педагоги. Встревоженные родители срочно, не дожидаясь официального ответа, организовали сход граждан. Больше всего пугала «перспектива» возить школьников в Бродовскую школу, филиалом которой является Бедряжинская.
– Как отправлять из дома таких маленьких детей? – возмутились родители. – В распутицу и зимой часто нет прямой дороги, а возить в объезд по междугородней трассе очень опасно!
– Проблема возникла неожиданно. Точнее, сразу две: с просьбой найти замену повару, собравшемуся уволиться, обратился предприниматель Алексей Иванов, который организует школьное питание. Практически одновременно с аналогичной просьбой пришла и учитель начальных классов, которой предложили работу ближе к дому и которую уже ждали в другой школе. И всё это перед самым началом нового учебного года, – пояснил Юрий Изибаев, директор школы с.Брод.
Сегодня у школы в селе два помещения, которые расположенны в разных местах. В одном разместились детский сад и начальные классы, в другом - учащиеся с 5-го по 9-й класс. Детей в начальной школе, по сегодняшним меркам, немало – 25 человек, в каждом классе по 5-7 учеников, а всего в школе почти 60 учеников. Детский сад посещает 6 детей. Но не сегодня-завтра и Бедряж почувствует последствия демографической ямы: на будущий год в первый класс придут только три ребёнка, а в следующие годы - по одному. Понять учителя, который учитывает такую перспективу, можно. Что до отсутствия повара, что стало камнем преткновения, то родители высказали своё мнение:
– Мы за то, чтобы разместить малышей в основной школе, где есть повар. Свободный кабинет там найдётся, учителя тоже не против.
Этот вариант рассматривало и школьное руководство.
- Мне как руководителю удобнее организовать подвоз детей в Брод, – признался директор. – Ещё одно предложение – оставить школьников на своих местах, а перевести единственного повара из основной школы в пищеблок начальной. Там она будет готовить на всех детей и на машине в термосах отвозить обед ученикам основной школы, которые питаются один раз в день. После этого возвращаться, чтобы готовить для садика. Но одному человеку с таким объёмом работы не справиться, нужен кухонный работник.
Родительница Юлия Усанина тут же предложила свою кандидатуру:
- На работу мне приходится ездить в город, готова уволиться, к тому же свои дети будут под присмотром.
На предложение директора школы поискать повара, чтобы обойтись без подвоза обедов, зал ответил одобрительным оживлением. Но пыл быстро остудили факты:
- Кухонный работник нужен только на два года. Через год из начальной школы выпустится 6 человек, а придёт только 3, после уйдут шестеро, а придёт только один. Снова встанет вопрос подвоза детей. Сегодня он осуществляется во всём округе: Есаул возит детей в Трун, Калиновка - в Деменёво, Тюй - в Ореховую Гору.
– Пусть возят, – отвечали родители. – Мы заботимся о своих детях. И нам важен каждый год их учёбы дома. Потом они подрастут, да и ситуация может измениться. Вот семья с маленькими детьми покупает пустующий дом. Детей прибавится.
Представитель управления образования напомнила жителям, что для работы детского сада важно сохранить посещаемость, чтобы дети не оставались дома с бабушками и дедушками или неработающими родителями. Обсудили на сходе и вопрос о подборе второго воспитателя. Среди присутствующих нашли сразу две кандидатуры. На случай, если демографическая ситуация изменится.
– А что всё-таки с учителем? – доносится вопрос из зала. Ответом на него стало представление педагога Светланы Геннадьевны Кузьминых, которая переехала из Ореховой Горы в Бедряж.
Почему детям нужно обязательно посещать детский сад?
10 причин, которые выделяют специалисты
- Ребенок обретает навыки социального взаимодействия с людьми. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить: начиная примерно с трех лет (а уж с четырех - совершенно точно) ребенок нуждается в общении с другими детьми. И эту возможность вы обязательно должны ему предоставить.
- Детский сад – это место, где вырастает и формируется личность. Ребенок учится общаться с другими взрослыми, признавать авторитет «чужого» взрослого— это поможет ему в дальнейшем лучше выстраивать отношения в школе с учителями. В сюжетно-ролевых играх, в которые играют дети в саду, формируется творческое мышление, креативность.
- Ребёнок постигает нормы социальной жизни. В детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения, учится дисциплине и порядку. «Садиковым» детям больше свойственно соблюдение режима, чем «домашним». Медики всего мира настаивают, что приучение ребёнка к определённому распорядку очень важно для подрастающего организма. Многие дети в коллективе лучше едят, а днем спят, быстрее приучаются наводить за собой порядок.
- Детский сад развивает самостоятельность. Ребёнок становится более самостоятельным.
- Еще одним важным фактором, выступающим «за» детский сад, является здоровье ребенка. Детскими болезнями необходимо переболеть именно в детстве, не оттягивая их приход. К 3 – 3,5 годам иммунная система организма ребенка готова к столкновению с заразой и к мощной атаке вирусов. Именно так организм учится распознавать болезнь, формирует иммунитет, работает на будущее.
- В детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Детские сады оснащены необходимым оборудованием для всестороннего развития ребенка. О малышах заботятся и занимаются ими квалифицированные специалисты. Большой плюс в том, что занятия в детском саду, в отличие от занятий, организованных дома, проводятся по расписанию, систематически.
- В группе дети быстрее развиваются. Секрет этого прост: ребёнок, который дома не хотел выполнять задания, наблюдает за сверстниками и хочет быть первым, лучшим, также стремится научиться определённым навыкам. В нём просыпается инстинкт лидерства и соперничества.
- Детские сады защищают современных детей от влияния электронных гаджетов. Никакие игры и приложения никогда не заменят спонтанное творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. Когда ребёнок клеит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует, он фантазирует. Всё это даёт ему постоянные возможности для всестороннего развития.
- Это важно для семьи. Родители ребенка, который посещает детский сад, могут работать или заняться своими делами. Эта причина не относится к «плюсам» садика для ребенка, но косвенно влияет и на него.
- Детский сад – это важная ступенька перед школой. Вся совместная с профессиональным педагогом деятельность задействует мелкую моторику, влияя на память, логику, мышление самым непосредственным образом.
Ираида Бактиева, начальник управления образования округа:
Подвоз детей из ближайших деревень в сельские школы производится во всех сельских поселениях. Так, из-за нехватки преподавателей возят детей из Ореховой Горы в Павловку, а из Павловки учителя приезжают проводить уроки в Ореховую Гору. Из Тауша школьники вместе с учителем ездят в Трушниковскую школу на физкультуру.
В Бедряж сейчас возят детей из Каменных Ключей и Андроново. На отдельные уроки ездят целые классы.
В 2018 году мы провели оптимизацию и присоединили мелкие школы к более крупным, сохранив все школы, кроме Есаульской, где в то время обучались 23 ученика и где учителя вышли с предложением о закрытии.
Другая большая проблема - с детскими садами. Тенденция снижения количества детей детсадовского возраста на 200 человек сохраняется третий год. Это приводит к сокращению штатных сотрудников и помещений.
В образовании действует система подушевого финансирования. Сегодня на одного ребёнка в год в среднем выделяется 95,5 тысяч рублей. На оплату труда сотрудников и расходы, непосредственно связанные с организацией образовательного и воспитательного процесса (учебно-наглядные пособия, игрушки, технические средства обучения, канцелярские товары, затраты на Интернет и т.д.), выделяются региональные средства. Местные власти должны выделять финансы на оплату коммунальных услуг и содержание зданий, в том числе на его охрану и антитеррористическую защищённость. Родители платят только за питание детей.
Но есть на селе безработные родители, которые получают на детей различные пособия, но не желают водить их в сад, чтобы не тратиться на оплату питания ребёнка. Если выделенных по количеству детей средств не хватит на зарплату одного воспитателя и 0,5 ставки младшего воспитателя, дошкольное учреждение придётся закрывать.
Так, нынче пришлось закрыть детсад в Калиновке, где осталось только два ребёнка. Родителям на выбор предложено возить их в Деменёво, Рябки или в город. По 6-7 детей зачислено в детсады Ермии, Есаула, Бедряжа. Поэтому заинтересованные в сохранении детских садов родители и воспитатели тоже должны проводить разъяснительную работу с односельчанами.