IMG_20240401_150338_470.jpg

Дороги – мама не горюй!

Накипело. Как жители Трушников переживают строительство федеральной трассы

Трушниковцы остались без выпечки и без бытовой химии. Поставщики этих товаров, точнее, водители машин, доставляющих пирожки и булочки, мыло и порошки, отказались ездить по привычному маршруту.

 – Скоро к нам вовсе никто не поедет. Товары нам возят в основном на «ГАЗелях». В последнее время водители очень сильно ругаются на дороги,  – говорит продавец магазина Светлана Тарантина.

«Ругаются!» - сказано мягко. Без мата по дороге на Емаш-Павлово сегодня не ездит никто. Это мы с водителем нашего старенького редакционного ВАЗ-21015 прочувствовали на себе. Присутствие большой дорожной стройки чувствуется уже в городе: через разбитый переезд легковушки ездить не рискуют, направляемся в объезд - под железнодорожный мост.

 По дороге на Тауш асфальт заканчивается перед мостом через Стреж. Гравийная дорога оттаяла и просела. Медленно и аккуратно проезжаем образовавшуюся ступеньку, не задевая её днищем. За мостом по правой стороне несколько труднопроходимых участков с ямами, колеёй и торчащими остатками асфальта. Автомобили объезжают эти участки по встречке. После Тауша, как говорится, «хороший асфальт на дороге не валяется». Разогнаться до 40-50 км в час можно на отдельных участках, где его нет совсем. Там дорога прикатана, колея отсутствует. В обе стороны в одиночку и группами идут большегрузы М12: грузовики «Вольво», принадлежащие подрядчику «Донаэродорстрой», бетономешалки с надписью «Мостострой-11». Грейдер выравнивает вспученный грунт, который гружёные «Шайтаны» (так в  народе называют китайские большегрузы «Шакман»), выдавливают снова и снова.

 На участке перед Трушниками экскаватор перемешивает сдвинутую грейдером на обочину грязь со снегом, грузит массу в самосвал и формирует канаву для водостока. Мост через речку закрыт, транспорт движется по возведённому объезду .

На улице Центральной от обочины до обочины сплошной рекой разлился «жидкий асфальт». О нарушении водителями установленного скоростного режима говорить не приходится: уже при скорости в 30 км в час брызги, которые вылетают из-под колёс, достигают обеих обочин.

Что такое бездорожье, которое оставляют строители федеральной трассы, Альбина Кислицина, как и многие местные жители, прочувствовала по полной: стирка - каждый день, а летом бельё на улице не высушить – пыль, окна – не открыть, смородину собирать не стала – не промыть! По ночам интенсивность движения возрастает: гружёный транспорт надсадно гудит, а, возвращаясь порожняком на скорости, так подпрыгивает на ямах и канавах, так гремит незакрытыми бортами, что терпеть нет мочи. Сейчас грязь такая, что с дороги во двор свернуть невозможно - жижа стекает прямо в ограду. Машину женщине приходится оставлять в колхозном гараже и идти пешком.

– Многие водители большегрузов ездят по селу медленно, чтобы не забрызгать пешеходов, но некоторые обгоняют своих на поворотах, не обращая внимания на то, что обливают прохожих грязью с ног до головы, – возмущается Альбина Хатиповна. – Однажды я ехала в машине, и обогнавший меня большегруз окатил грязью так, что пришлось остановиться. Пока дворники не соскребли и не смыли грязь с лобового стекла, не тронулась. Но боковые стёкла и зеркала так и остались залепленными грязью.

Неуважительное отношение к пешеходам и другим водителям возмутило Альбину Хатиповну настолько, что женщина отправила электронное письмо в администрацию президента. Письмо переадресовали в Федеральное дорожное агентство, оттуда в Дорожный комитет Пермского края и, наконец, в Чернушинскую администрацию с припиской, что дорога на Трушники не является ни федеральной, ни краевой, а относится к нашему муниципалитету.

– Детей в школу отправлять страшно. Некоторые грузовики гоняют так, что стены домов трясутся, - говорят жители Трушников. Про модельную обувь с наступлением весны они забыли. Но если взрослым ещё как-то удаётся лавировать в грязевых потоках, то детей она в буквальном смысле засасывает.  Тонны пыли, столбами стоявшей летом, теперь превратились в грязь, которая растеклась от обочины до обочины.

– Сегодня первоклассника засосало так, что он не смог самостоятельно выбраться, - говорит учитель Алла Вавилова. - И с каждым днём дорога становится только  хуже, –предостерегает Алла Сергеевна. Свои опасения она высказала в письме, адресованном главе округа. С её слов, Артём Трушков обещал взять ситуацию на контроль.

– Проблема обострилась две недели назад в связи с резким таянием снега, – прокомментировал ситуацию начальник УКСа Алексей Головков. – Сильно просело полотно дороги, усложнив проезд легкового транспорта. Мы встречались с представителями подрядной организации, обязали их до 1 апреля привести дорогу в надлежащий вид и проезжее состояние, чтобы жители могли спокойно передвигаться на легковом транспорте, проезжали пассажирские и школьные автобусы. Подрядчик частично работы провёл.

На этой неделе на  участке работали порядка семи единиц техники: завозили необходимые материалы, грейдировали полотно, уплотняли катками, вывозили грязь с дороги до и после Трушников.

- Только эти работы обошлись в почти 20 миллионов рублей, - отчитываются представители подрядчика за несколько дней. - До 1 апреля выполнили большую часть работ, дорога стала проезжей для легкового транспорта. Осталась проблема в самих Трушниках, где жидкую грязь не удаётся грузить в самосвалы и вывозить. Толкать её в стороны тоже нельзя - там дома, ограды, огороды.

Чтобы грязь подсохла, нужно несколько солнечных и ветренных дней.

– А пока мы приняли решение сформировать канаву по одной стороне дороги, чтобы грязь стекала туда. Другую сторону будем отсыпать твёрдым грунтом, чтобы поднять. Тогда и машины, и пешеходы смогут пройти по сухой дороге. А грязь из канавы потом тоже вывезем. По сути, это не грязь, а жидкие материалы, которые использовали при строительстве дороги. Когда они просохнут, их можно использовать для подсыпки проблемных участков, поэтому сейчас их вывозят на обочину дороги за Трушниками, – объясняет начальник УКС администрации округа.

- Самым эффективным решением проблемы стало бы сезонное закрытие дорог. Но это препятствовало строительству федеральной трассы, - комментируют в администрации округа. - Строители должны закончить работы на нашем участке до сентября этого года. В случае вынужденного перерыва они компенсируют потерю времени дополнительным привлечением большегрузов, которые раздавят дорогу даже в сухую погоду. Чем быстрее закончат строительство, тем быстрее приступят к восстановлению разрушенных дорог.

Водители, машинисты грейдеров и экскаваторов беседовать отказались, а дежуривший на дороге старший прораб подрядной организации ООО «Донаэродорстрой» Антон Терентьев рассказал, что ранее строил трассу на западном обходе Краснодара. Там в период дождей и распутицы строители разбили дороги ещё больше, но по окончании стройки всё восстановили. С его слов, средства на восстановление подъездных дорог в асфальтовом и гравийном исполнении в том объёме, который был зафиксирован до начала стройки, предусмотрены.

Жители Трушников написали обращение в прокуратуру и оставили его в торговом павильоне. За выходные под жалобой подписались 92 жителя Трушников и 48 жителей Емаш-Павлово. В понедельник жалобу отвезли прокурору Ивану Чебыкину. Свою позицию по поводу многочисленных претензий, связанных со строительством трассы М12, прокурор района высказал на последнем заседании Думы, ещё до получения коллективного обращения от трушниковцев.

- Я бы не стал говорить, что никакие меры в округе не принимаются. Администрация округа совместно с ГИБДД постоянно проводят мероприятия, направленные на изменение ситуации. Только за три месяца 2024 года на водителей большегрузов составлено 415 протоколов. Для сравнения, за весь прошлый год - более 500 протоколов.

Председатель колхоза «На страже мира» Александр Драницын считает, что пустить большегрузы по асфальту через Трушники изначально было ошибочным решением.

– Предлагали направить их по гравийке через Таныпские Ключи и Николаевское. Там, кроме гравийки, есть дорога нефтяников. Строители могли пустить свою дорогу и по необрабатываемым полям, - говорит он. 

Останавливаю легковую машину, едущую из Трушников в сторону Чернушки. Вадим Валинуров сам работает разнорабочим на трассе М12. Сейчас он поехал по делам в Чернушку. Попутно посадил учителей.

– Дорога плохая! В итоге - повышенный износ автомобиля, машину приходится отмывать после каждой поездки. Но проехать можно,– считает он. 

Вряд ли с ним могут согласиться те же педагоги, которых он решил подбросить. Сегодня им повезло, а вообще, поездка в Чернушку на такси трушниковцам обходится в круглую сумму – полторы тысячи рублей в один конец. Дешевле не получится – таксисты не поедут по такой дороге.

Сетевое издание "PRESS URALS" (Пресс - Уралье) Главный редактор – Шанчуров Е.Н. Электронный адрес редакции Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Учредитель Муниципальное автономное учреждение Информационный центр "Пресс-Уралье" Регистрирующий орган Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер реестровой записи Роскомнадзора серии ЭЛ № ФС 77 – 74952. Дата регистрации 01.02.2019. Информационная продукция 16+