nisap991.jpg

«Её танец был кочевым и бесконечным...»

 Путь в большой балет чернушинской балерины Светланы Нисаповой

«Общепринятые устои ломались размашистым и лихим росчерком движений, огненный вихрь пляски кружил танцовщицу, отвергавшую покой и смирение… Её танец был кочевым и бесконечным», - эти строки искусствовед С.Н. Коробов посвятил Светлане Нисаповой. Художник Е.Н. Широков начал писать свой «балетный цикл» именно с её портрета.  «Огненному вихрю» рукоплескали театралы Перми и Казани, Москвы и Кишинёва,  Душанбе и Алма–Аты... 21 февраля у Светланы Хабибовны юбилей. Его она встретит в кругу родных и близких - в Чернушке...

Светлане Нисаповой - 80 лет. Но у неё всё тот же горящий взгляд завораживающих глаз и гордая посадка головы, как у Кармен. Как и эта роковая испанка, Светлана всю жизнь безудержно стремилась к свободе, к полёту  - и  для неё это всегда был танец, большой балет.

Родилась Лана, как ласково называли девочку родные,  в далёком 1939 году в Свердловской области. Родители Хабиб и Минегуль Нисаповы преподавали в школе и были, к тому же, музыкально одарёнными людьми. Отец талантливо играл на скрипке, а красавица–мать изумительно пела. Малышка, похожая на мать, как две капли воды, унаследовала от отца абсолютный музыкальный слух. Росла она хрупкой и подвижной, поражала всех проницательным взглядом огромных чёрных глаз.

Ей не исполнилось и двух лет, когда война разлучила с отцом. Хабиб Нисапович расстался с семьёй в канун праздника – 30 декабря 1941 года. Прошёл все военные дороги в звании младшего сержанта химических войск и был демобилизован 20 мая 1945 года. Но увешанный медалями фронтовик вернулся уже в деревню Сульмаш, куда переехала жена с маленькой дочкой. В тяжёлом 1943 году молодая женщина заболела туберкулёзом и перебралась к родственникам мужа. Вскоре Минегуль умерла, оставив сиротой 9–летнюю девочку. Ей было всего 30 лет.

Жили очень нелегко. Светлана Хабибовна вспоминает, что в Сульмаше тогда ещё не было электричества.  Возле реки у деревни Зверево только начали строить электростанцию.  На строительстве работали и отец, и дедушка Гафый Мустафин. За эту работу Хабиб Нисапов получил по тем временам целое богатство – самовар и большой платок. А затем начал преподавать в школе. Там и познакомился с учительницей Минхаят-апой (татар. «тётя»), на которой женился. У Ланы появилась сводная трёхлетняя сестрёнка Рамиля, а затем родился брат Анвар. Она очень любила малышей, ухаживала за ними, помогала мачехе по хозяйству. И продолжала грезить музыкой и танцами. Учителя и одноклассники отмечали её красоту и изящество, поддерживал увлечение дочки и отец, который тоже не оставил музыку, частенько играл на скрипке и дома, и для односельчан. А когда Хабиб Нисапович увидел в газете объявление о наборе в Пермское хореографическое училище, было принято твёрдое решение: поступать!

Улетела...

Отец заболел и не смог отвезти свою девочку в большой город. Попросил об этом друга – Рашита Хайдарова, который учился в пермском университете. Тот согласился увезти Светлану. Собрали десятилетней малышке в деревянный чемодан нехитрые пожитки, обули в подшитые тапочки и вручили весь семейный капитал: 270 рублей.

- Пришли мы с дядей Рашитом на чернушинский аэровокзал, а билет смогли купить только ему, больше не было. Тогда договорились, что я прилечу следующим рейсом и он встретит меня в аэропорту. На всякий случай оставил адрес и телефон общежития.

Улететь ей удалось только на третьи сутки.

–  В то время летали двухместные «кукурузники», – вспоминает Лана-апа. – Три самолёта прилетало, могли взять только 6 человек, а желающих было много.

Она еле упросила, объясняла что опаздывает на поступление в училище. Наконец ей продали детский билет, такая она была хрупкая!

В аэропорту в огромном незнакомом городе Лану никто не встретил. До вечера просидела в зале прилёта, пока работница аэропорта не спросила, что она здесь делает. Пожалела ребёнка и оставила ночевать на диване, в кабинете начальника аэропорта. Утром её напоили чаем и доставили в госуниверситет к Хайдарову. С глубокой благодарностью вспоминает Светлана Хабибовна этих людей, протянувших ей руку помощи в трудную минуту.

– Когда же 30 августа 1950 года я приехала в хореографическое училище, шёл уже третий отборочный тур, – рассказывает балерина. – Все конкурсантки в нарядных платьях с большими бантами в волосах. А я в чёрном сарафанчике, перешитом из маминого платья...

Маленькая чернушанка не стушевалась, исполнила татарский танец и, к собственному удивлению, прошла.

Эта женщина до сих пор обладает не только удивительным музыкальным слухом, но и уникальной памятью. Лана-апа спела мне песню «Летят перелётные птицы» как почти 70 лет назад - перед приёмной комиссией, проверявшей музыкальный слух.

У балетного станка

Училась девочка взахлёб, как жаждущий, дорвавшийся до источника знаний. Хотя жила в то время впроголодь, снимала у хозяйки комнату и экономила на еде. Добрая женщина пыталась подкормить хрупкую малышку. Когда на осенние каникулы приехал выздоровевший отец, стало полегче. Он привёз немного денег,  а главное, договорился, чтобы дочь поселили в интернате училища. Там кормили, одежду же ей дарили подружки–сокурсницы.

Так в постоянной учёбе и занятиях у станка прошли 9 трудных, но таких счастливых лет. Во время каникул Светлана старалась заработать на жизнь: шила танцевальные костюмы, участвовала в балетных массовых сценах.

Встречи и разлуки

- На втором курсе Пермского хореографического училища я подружилась с землячкой–чернушанкой – Нэлей Квиткиной. Но после окончания учёбы наши пути разошлись, - вспоминает Светлана Нисапова. -  А спустя 15 лет судьба свела нас в тысячах километров от дома– в театре оперы и балета в далёком Якутске, где я была с гастролями.

Вообще, замечательных встреч в её судьбе было много. В 1958 году она принимала участие во Всесоюзном смотре хореографических училищ. В заключительном концерте в Москве познакомилась со знаменитым Рудольфом Нуриевым, выпускником Ленинградского училища. Он исполнял танец из балета «Корсар», а Нисапова танцевала неповторимую «Кармен».

Но судьбоносной апа считает встречу с любовью всей её жизни – будущим мужем, оперным режиссёром Бобом Массини (его отец, итальянец, и мать были оперными певцами). Познакомились они Казани, куда Светлана приехала после работы в Пермском театре оперы и балета. Ей всю жизнь хотелось танцевать на сцене театра столицы Татарстана. Но муж засобирался в Кишинёв, и она, как настоящая татарская жена, отправилась с ним. Жили и в Молдове, и в Казахстане, и в Таджикистане. Супруг талантливо ставил балетные спектакли. А она танцевала в «Спящей красавице», «Ромео и Джульетте», «Бахчисарайском фонтане» и многих других знаменитых постановках. И везде её сопровождал успех.

После 16 лет работы в театре Душанбе, душа снова позвала в Татарию: здесь, в небольшом городе Кукмары, Светлана Нисапова занялась преподавательской деятельностью. Создала балетную студию для одарённых детей и учила их танцам. Но сказывались полученные на сцене травмы, и по состоянию здоровья Светлана Хабибовна вынуждена была оставить работу. Она переехала жить в любимую Казань.

Вот только всё чаще стало сниться детство, родной Сульмаш, где похоронены родители, где до сих пор живёт брат Анвар с семьёй, племянник Роберт Тимганов и другие родственники. Светлана Хабибовна к тому времени овдовела и, продав квартиру в Казани, поселилась в Чернушке. Так через 70 лет женщина с замечательной судьбой вернулась в родные края, откуда начался её тернистый путь в большой балет. Много всего было в её судьбе, но она пронесла через всю жизнь любовь к музыке, танцам и малой родине. На память о прожитом остались не только воспоминания, но и многочисленные грамоты, благодарственные письма, статьи в газетах и книгах, фотографии и портреты, а также любовь восторженных зрителей.

 

 

 

 

Сетевое издание "PRESS URALS" (Пресс - Уралье) Главный редактор – Шанчуров Е.Н. Учредитель Муниципальное автономное учреждение Информационный центр "Пресс-Уралье" Регистрирующий орган Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер реестровой записи Роскомнадзора серии ЭЛ № ФС 77 – 74952. Дата регистрации 01.02.2019. Информационная продукция 16+