00211000.jpg

Проверочка для родителей

История рассудит?

До начала экзамена еще полчаса, а в фойе гимназии уже многолюдно. На вахте прибывающих распределяют по потокам: школьников, которые участвуют в интеллектуальной игре «Грамотеи», направляют в одну сторону, грамотеев-родителей - в другую. Мама десятиклассницы Татьяна Фазылханова представляет общественность кадетской школы:

- Что такое тесты по истории - знаю, приходилось разбираться вместе с дочерью. В процессе подготовки поняла, что со схемами у меня сложности, а с новейшей историей - проблем нет, ведь моё поколение отлично знает, кто такие Брежнев, Ельцин, Горбачев. В историю мы были влюблены всем классом и слушали любимого учителя Маргариту Алексеевну Харитонову открыв рот. Сегодня я ей благодарна за то, что спуску нам не давала, и все даты, имена и битвы мы знали назубок. Сейчас другой подход.

Родителей, решивших «оживить» знания по истории, набрался целый класс - более трёх десятков. Но мужчина среди них только один. Денис Патраков на экзамен пришел вместе с женой Ленизой, чтобы поддержать дочь Эльвиру. Он безропотно проходит процедуру  проверки металлоискателем.

- Правила есть правила. Меня такой «обыск» не  смущает, но вот для детей, думаю, это стресс, - говорит Денис. - В своё время я сдавал историю. Она казалась мне самым лёгким предметом, а сейчас, говорят, самый сложный. Вот и посмотрим.

Посмотреть, прочувствовать и вспомнить пришла и мама будущего выпускника Наталья Матвеева. Она убеждена, что ЕГЭ - это очень серьёзно, но всё же это лотерея. Свои шансы на максимальные баллы по истории оценивает скромно:

- На вопросы, связанные с краеведением, надеюсь, отвечу хорошо. Предполагаю, что будут вопросы по Великой  Отечественной войне, ведь нынче юбилей Победы. Думаю, справиться с ними шанс тоже есть. А вот другие периоды придётся сильно вспоминать.

На то, чтобы «сильно оживить память», отвели всего полчаса (у ребят на это будет почти 4 часа). Если учесть, что в родительском варианте пробного ЕГЭ было 12 заданий, то на каждое из них - менее 3 минут. Забегая вперед, отмечу, что выбранная мною стратегия: сначала ознакомиться со всем и сразу, а после вернуться, вникнуть и выложиться по максимуму - была обречена.

Лично я «срезалась» уже на этапе инструктажа. Не имея навыка, заполнить клеточки КИМов быстро и без ошибок довольно непросто. Вывод: на данном этапе – преимущество за поколением выпускников, у которых это умение доведено до автоматизма.

Иду дальше. Расположить в хронологической последовательности события получается, но и над этим, казалось бы, простейшим заданием пришлось поразмыслить. Установить соответствия между датами и событиями тоже получилось, но дальше – сразу несколько заданий по карте. Самые укромные уголки подсознания дают подсказки: Куликовская битва, Мамай, объединение князей, начало краха Золотой Орды, но свести всё это в одну картину, сделать правильные выводы просто не успеваю, ведь пошла в обход, сначала решила ответить на последний вопрос этой группы. И почему он мне показался главным? Надеюсь, наших детей учат правильной тактике, а знания о битвах, которые изменили ход истории, у них - более системные. По этому пункту мы им откровенно проигрываем. Промежуточный итог 0:2 в пользу молодого поколения.

Дальше – работа над текстом. В нём рассказывается о блокаде Ленинграда, решимости жителей противостоять, упоминается о народном ополчении, Медном всаднике и памятнике Суворову… После текста написаны утверждения - нужно определить, верны ли они. Для надежности и чтобы избежать «подводных камней», читаю текст трижды, очаровываюсь идеей, композицией и литературными приёмами, на чём безвозвратно теряю время. Зато понимаю, что один «камень» я всё же нашла. Про осень 1944-го речь идти не может, ведь блокада была снята раньше - в январе 44-го.

Задание мне показалось интересным и многогранным. И здесь, пожалуй, у родителей и их детей шансы равны. Разрыв в счёте остаётся прежним.  

Марки, монеты, афиши… Есть в тестах по истории и такие творческие задания. Работать с иллюстрациями мне показалось делом увлекательным, благодатным и лёгким. Но, как отмечают педагоги, ребята с подобными «головоломками» справляются с трудом, зачастую им просто не хватает житейского опыта.

Следующее задание - привести два аргумента «за» и два «против» утверждения о том, что политика Петра Великого стала мощным толчком для развития экономики страны. Чтобы понять, каково это детям, просто приведите 4 аргумента, используя цифры, факты и мнения современников или историков. Общие фразы типа «прорубил окно, основал город или одолел шведов» вряд ли пойдут в зачёт. И на этом этапе мы, поколение, которое аргументировать учили слабо, явно проигрываем ребятам, которые выбирают ЕГЭ по истории. Приплюсовываю им еще одно очко: 3:0!

Эссе по истории - задание, с которым я, человек творческой профессии, должна справиться на «Ура!», тем более, что тему можно выбрать из трех предложенных. Правда, перед этим нужно догадаться, какой исторический период зашифрован в названных датах. Расшифровываю одну из трёх - период правления Горбачева. Перестройка, гласность, плюрализм - такое забыть невозможно. Как говорится, поле для исторической фантазии – широкое. Но, когда я приступаю к творчеству, соседи уже сдают работы. И это не просто минус ещё одно очко, а безоговорочная победа тех, кому историю сдавать завтра.

И такой удар по самолюбию сравнится разве что с провалом на экзамене по истории КПСС, который я пережила на первом курсе института. Но это уже совсем другая история.

Ольга Бородина, заместитель начальника РУО, координатор по организации ОГЭ и ЕГЭ в Чернушинском городском округе:

«Могу ли я быть уверен, что результаты моей работы останутся в тайне?» - это первый  вопрос, который задают родители-участники пробных экзаменов.

Хочу их успокоить. Результаты останутся конфиденциальными. Мы разработали систему кодировки, при которой фамилии нигде не значатся, а код, которым подписаны бланки, является ключом, по которому родители узнают свои  баллы. Оценивать работы будут преподаватели истории школ нашего города.

Если родителям важно  пройти процедуру, чтобы понять, что чувствуют во время экзаменов их дети, то организаторы должны убедиться, что сработали без накладок. 

Считаю, что  организаторы полностью справились.  К примеру, их не выбили из колеи  опоздавшие. Они вынуждены были в коридоре подождать, когда закончится распечатка  материалов, и только потом занять места.  Для нас эта ситуация показательная, ведь подобное может случиться и во время официального экзамена.

Радует, что число родителей, которые пробуют сдавать экзамены, увеличивается. А что касается истории, то это не самый популярный предмет по выбору, все же ребята чаще выбирают обществознание. По отзывам выпускников,  а сегодня и родителей, история  – довольно сложный предмет.

 

 

Сетевое издание "PRESS URALS" (Пресс - Уралье) Главный редактор – Шанчуров Е.Н. Учредитель Муниципальное автономное учреждение Информационный центр "Пресс-Уралье" Регистрирующий орган Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер реестровой записи Роскомнадзора серии ЭЛ № ФС 77 – 74952. Дата регистрации 01.02.2019. Информационная продукция 16+