5287.jpg

«Где учился, там и пригодился»

Оксана Бирина - о планах, современном образовании и коллективе школы №1

На этой неделе учителя отметили свой профессиональный праздник. Оксана Бирина встречает дату в новой должности. Накануне она возглавила коллектив школы №1. В педагогике Оксана Аркадьевна почти 20 лет. Ранее она была директором Чернушинского филиала краевого гуманитарно-технологического колледжа, а свой педагогический путь начинала в КПК.

Как ей далось решение стать директором старейшей городской школы, как оценивает потенциал её педагогов и учеников, какие цели ставит на ближайшее будущее и на перспективу - об этом, а также об особенностях современной и преимуществах прежней системы образования с новым директором первой школы беседует наш корреспондент Светлана Батракова.

Оксана Аркадьевна, ваше назначение практически совпало с трагедией в Пермском университете. Как это отразилось на рабочем процессе? Как лично вы восприняли новость о нападении на учебное заведение?

- Думаю, эта беда коснулась каждого из нас, ведь погибли совсем молодые люди, у которых вся жизнь была впереди. Среди студентов университета есть и знакомые ребята, я очень сильно переживала. А что касается безопасности в нашей школе, предприняты дополнительные меры: закрыт сквозной проход, прошли учения, проинструктированы педагоги и родители, решён вопрос с охраной, а также на особом контроле социальные сети. И здесь без помощи родителей педагогам не обойтись. Фотографии, музыка, круг общения, аватарки в соцсетях многое могут рассказать о настроении и эмоциональном состоянии детей.

Самая полезная профилактика от многих бед - разговаривать со своими детьми, несмотря на большую усталость и огромную загруженность, плохое настроение и массу других забот. Найдите время посмотреть вместе фильмы, послушать музыку, которыми увлекаются ваши дети. По себе знаю, это интересно. Моему сыну уже 21 год, но и сегодня мы с удовольствием обсуждаем фильмы. Мне вспоминается, как свои первые заработанные деньги он потратил на семейный кинозал - купил воздушную кукурузу, пиццу, лимонад. Тогда мы все вместе посмотрели фильм «Временные трудности», обсудили его. Я читаю книги, которые прочитала дочь, чтобы знать, что ее интересует, находить общие темы для беседы. Наибольшая ценность, которую можно дать родным, - это время, проведенное с ними вместе.

Я уверена: если мы, взрослые, будем находить время на детей, многие проблемы можно будет предотвратить. В начальной школе спасением могли бы стать группы продленного дня. Как бы облегчило жизнь родителям, если бы их дети уроки делали в школе под присмотром учителя. А ещё погуляли бы, покушали. И вечером родители с детьми могли провести время с пользой, будь то просмотр фильма, чтение книг, прогулка или настольные игры. Совместный отдых с детьми - это не только общая радость и веселье, но и прочный мостик к взаимопониманию, дружбе и любви. Мне кажется, для многих родителей «продлёнки» - самая большая  ностальгия  по советскому образованию.

Что ещё из прежней системы образования, на ваш взгляд, стоило бы вернуть?

- Многое! Прежде всего, воспитательные моменты. Что плохого было в пионерии, октябрятских звёздочках, комсомольской организации, в мощной идеологии? Что плохого, когда государство, школа и семья вместе учили детей трудиться? А теперь школьника нельзя попросить бумажку убрать или кустарники на участке полить, а чтобы организовать субботник… Сегодня и родители, и дети много заявляют о своих правах, а об обязанностях легко забывают. Хотя есть и другие примеры: знаю класс, где по инициативе родителей вернули дежурство, купили веник, ведро и тряпки в класс. Ребята с удовольствием наводят порядок.

Хотелось бы вернуть непререкаемость авторитета учителя. Чтобы у школьника даже мысли не возникало записывать на диктофон или прочие гаджеты то, что происходит на уроке, чтобы мама знала.

Это в воспитании, а в обучении что бы Вы вернули?

- Что-то хотелось бы вернуть в плане методики преподавания. Мне кажется, по основным предметам не хватает часов на повторение и закрепление материала, много проверочных.

Отдельная тема - ЕГЭ. Тесты есть тесты. Они не всегда могут отразить реальные знания. Одни ребята от перенапряжения (досмотра с металлоискателем и видеонаблюдения) спотыкаются на элементарном. Другие выбирают ответы наугад. Бывает, что выпускник с отличными баллами за экзамены в общении и двух слов связать не может. Вообще, навыки общения – это то, что в современной педагогике западает.

Еще очень хотелось бы вернуть заинтересованность педагога в каждом ученике: где-то оставить отстающего после урока, обратить внимание хорошиста на появившиеся тройки и спросить: «В чём сложность?». Ведь всё это было в прежней системе образования, которую сегодня с удовольствием заимствуют продвинутые европейцы.

Еще я ностальгирую по советской системе подготовки педагогов. По - моему, решение проблемы квалифицированных кадров простое – это достойная учительская зарплата.

Что касается вас, то, работая в профобразовании, вы были обеспечены хорошей зарплатой. Да и материальную базу колледжа и школы не сравнить. Однако вы приняли решение возглавить школу. Чем оно продиктовано?

- Точно не материальным аспектом руководствовалась! Наверное, опять же ностальгия. Для себя я так решила: «Где училась, там и пригодилась!». Первая - моя родная школа. Здесь до сих пор трудятся отличные учителя, которые открывали мне двери в мир знаний: учитель математики Ольга Ивановна Еремеева, преподаватель географии Валентина Андриановна Черемных и другие наставники, в глазах которых во время представления коллективу я увидела поддержку. Не скрою, для меня она очень важна.

А как в целом вас встретил коллектив, ведь за последние годы в первой школе случилась череда назначений директоров и коллектив устал от перемен? Педагоги написали об этом в «Открытом письме» руководству округа и региона.

- Встретили меня на удивление доброжелательно  и конструктивно. Так что с первых дней я включилась в работу, тем более мне есть с кого брать пример. Работать в первой умеют. Внешне школа напомнила мне большой муравейник, где каждый учитель - большой труженик. А по внутреннему ощущению: маленькая школа - большая семья. Хотелось бы, чтобы в этой семье царили доброжелательность и уют, взаимопонимание и поддержка, атмосфера творчества и эрудированности.

Как вы оцениваете потенциал своего нового коллектива?

- Прежде всего, это большие профессионалы. Многих из них не раз приглашали работать в другие школы, поближе к дому, но они душой и сердцем приросли к родной школе. Многие для достижения общей цели готовы, что называется, горы свернуть. Я рада, что именно мои коллеги стали инициаторами проведения районной метапредметной олимпиады, Котловских чтений - большого форума по нравственному воспитанию, «Театральных вёсен» и многого другого. А главным событием этого учебного года станет 90-летие школы. Надеюсь, у нас получится организовать много интересных мероприятий.

А что вы думаете о хозяйстве школы, которым теперь вам управлять?

- Конечно, первая - старейшая школа города, но нормам соответствует. Хочу отдать должное прежним руководителям, каждый из которых внёс свой вклад в её обустройство: видеонаблюдение, ограждение, строительство стадиона и столовой, замена кровли, благоустройство территории, капитальный ремонт спортивного зала и косметический ремонт кабинетов - проделана колоссальная  и кропотливая работа. В планах на предстоящий сезон - обновление фасада и частичный ремонт крыши.

А каковы планы на учебную и внеклассную работу?

- Это в привычном режиме: реализация учебных программ, участие в районных, краевых олимпиадах, а также проектная деятельность. Участие в грантовых конкурсах считаю источником развития, а главное - дополнительного финансирования. Моя задача - организация проектной деятельности в школе.

Необходимо позаботиться и о кадрах. Сегодня школе нужны учителя физики, истории и обществознания, иностранного языка. Помочь могла бы программа «Земский учитель», но по ней молодым специалистам нужно уезжать в другие регионы. Было бы неплохо внести в неё изменения, чтобы выпускники педагогических вузов могли вернуться в родную школу и получить единовременную компенсационную выплату в размере 1 млн рублей.

Что вы желаете коллегам в ваш профессиональный праздник?

- Молодым педагогам желаю как раз, чтобы программы заработали в их пользу. Всем учителям желаю материальной стабильности и морального удовлетворения от своего труда, благополучия в семьях  и,  конечно, здоровья. А своему новому коллективу желаю, чтобы наши ученики и их родители с гордостью говорили: «Хочешь быть первым - учись в первой!»

Сетевое издание "PRESS URALS" (Пресс - Уралье) Главный редактор – Шанчуров Е.Н. Электронный адрес редакции Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Учредитель Муниципальное автономное учреждение Информационный центр "Пресс-Уралье" Регистрирующий орган Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер реестровой записи Роскомнадзора серии ЭЛ № ФС 77 – 74952. Дата регистрации 01.02.2019. Информационная продукция 16+